Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Качканарского городского округа (МОУ СОШ№3) СОГЛАСОВАН Управляющим советом Протокол от 30.августа 2023г № 1 Председатель УС _______Е.А. Бартоломей ПРИНЯТ Педагогическим советом Протокол от 31 августа 2023г № 1 УТВЕРЖДЕН И.О. директора МОУ СОШ №3 ________Т.Г. Дресвянникова Приказ от 30.августа 2023г № 275 Основы сценического мастерства Программа внеурочной деятельности Срок реализации - 1 год Составитель: Первушина Марина Игоревна., учитель музыки 1 квалификационная категория Качканар 2023г. Пояснительная записка Особенности сценического искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Сценическое искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. В основе программы лежит идея развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов. Практическая значимость программы в том, что во внеурочной деятельности осуществляются решается целый круг воспитательных задач: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Целью программы является эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к сценическому искусству и актерской деятельности. Задачи, решаемые в рамках данной программы: поэтапное освоение детьми различных видов творчества; совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях; развитие речевой культуры; развитие эстетического вкуса; воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. Программа составлена для двух разновозрастных групп учащихся: группа учащихся 2-4 классов и группа учащихся 5-11 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью в 1 час (34 часа в год). Не менее 70% занятий составляет внеаудиторная внеурочная деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров, разучивание текстов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей. Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Занятия проводятся по одному тематическому планированию. Отличие заключается в подборе учебного материала, соответствующего возрастным особенностям детей, индивидуальном подборе репертуара, соответствующем возможностям и интересам учащихся, индивидуальном распределении ролей в общих творческих проектах. Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды деятельности и формы работы: Вид Приобретение Формирование Получение опыта деятельности/Уровень социальных знаний ценностного самостоятельноо результатов отношения к общественного социальной действия реальности Познавательная Познавательные беседы, лекции Досуговоразвлекательная деятельность Посещение концертов, спектаклей Встречи с актерами Проблемно-ценностное Дискуссии о сценическом творчестве, театре общение Художественное творчество Конкурсы и фестивали разного уровня Социальное творчество Благотворительные концерты для жителей микрорайона, работников шефствующих предприятий, жителей Центра «Забота». Планируемые результаты реализации программы Личностные результаты: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий сценическим искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Календарно-тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Название темы занятия Театрализованное представление «День знаний» Работа голосового аппарата. Побор песенного репертуара. Культура речи. «День опыта и мудрости» - концертные номера «День учителя» - тематический концерт Упражнения на развитие речевого аппарата, творческая игра со словом. Разучивание и работа над эмоциональным исполнением, разработка сценических костюмов «День рождения школы» концерт с элементами театрализации Практическое занятие по эмоциональному выступления на аудиторию Дикционные и интонационные упражнения. Скороговорки, попевки. Тренинг мышечнодвигательного восприятия и мышечной памяти. Выбор репертуара. Работа над чистотой интонации, выразительным исполнением. Ритмопластика. Репетиция на сцене. Декламация, эмоциональное исполнение. «День матери». Концерт-дивертисмент Разработка сценария театрализованного новогоднего представления. Распределения ролей, разработка сценических костюмов. Работа над сценическим образом, подбор музыкального материала. Генеральная репетиция новогоднего театрализованного представления. Новогоднее театрализованное представление Конкурс чтецов и ораторского искусства в рамках фестиваля «Качканарские звездочки» Побор репертуара, работа с чтецами. Подготовка к хоровому конкурсу в рамках фестиваля «Качканарские звездочки» Работа над исполнительским мастерством, развитие сценической культуры. Хоровой конкурс в рамках фестиваля «Качканарские звездочки» «Вечер встреч выпускников» Разработка сценария, подбор музыкального репертуара, театральных мизансцен, репетиции в зале, работа над оформлением зала. Посещение концертного зала. (музыкальная школа, Дворец культуры) Благотворительный концерт, посвященный «Дню защитников Отечества» Школьный тур муниципального фестиваляконкурса «Качканарские звездочки» Движение в жизни и на сцене. Театральная игра. Гимнастика чувств Всего часов 1 Аудиторные 1 1 1 1 1 Внеаудиторные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Муниципальный отборочный тур фестиваляконкурса «Качканарские звездочки» Концерт с элементами театрализации в рамках тематической недели «Искусство» Участие в Гала-концерте «Качканарские звездочки» Театрализованные игры Работа над сценическим образом, техникой и культурой речи. «Радуга-ИНТЭЛ» концерт - награждение, посвященный окончанию учебного года Концерт в парке, посвященный «Дню города Качканар» Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 10 24 Содержание Культура и техника речи. Игры и упражнения развивающие дыхание и свободу речевого аппарата. Упражнения и игры на развитие речевого аппарата и образной речи, объединенные с театральными играми. Дикционные и интонационные упражнения. Упражнения на бесшумный вдох через нос и плавный ровный выдох. Развитие других компонентов речи в комплексе, акцент на движение, на артикуляцию, дикцию, высоту звучания.(«Игра со свечой», «Мыльные пузыри») Творческие игры со словом. Специальные упражнения по работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса..Упражнения для тренировки речи, скороговорки, чистоговорки, стихотворения. Речь и движение. Творческие игры со словами на развитие воображения, фантазии, пополнение словарного запаса. Упражнения, формирующие умение вести диалог с партнером., составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Движение в жизни и на сцене. Ритмопластика. Упражнения на напряжение и расслабление основных групп мышц. Упражнения, развивающие двигательные способности и пластическую выразительность (ловкость, подвижность, быстроту реакции, гибкость, выносливость) Упражнения на импровизацию. Развитие воображения, способности к пластической импровизации. Коллективные и парные этюды, формирующие умение действовать с партнером. Практические упражнения: «Осень», «Осенние листья», «Птицы летят», «Ветер». Театральная игра. Развитие внимания и наблюдательности, воображения и фантазии, умение ориентироваться в окружающей обстановке, развитие произвольной памяти и быстроты реакции, воспитание смелости и находчивости, умение согласовывать свои действия с партнером, активизировать весь мыслительный процесс в целом… Игры и упражнения на подлинность и целесообразность действий в предлагаемых ситуациях. («Оживи предмет», «Цветение и увядание», «Что мы делали, не скажем», «Запомни – повтори», «Тень», «Превращения». Гимнастика чувств. Тренинг мышечно-двигательного восприятия и мышечной памяти. Импровизированные игры и упражнения, развивающие двигательные способности и пластическую выразительность, на развитие воображения, фантазии по выработке естественного поведения в предлагаемых обстоятельствах. Игры-импровизации по сказкам, басням, стихам ориентированные на развитие способности улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений, видеть в воображении то, о чем говориться в тексте. Пластические композиции, инсценировки песен. Совершенствование умения создавать образы с помощью жестов и мимики. Развитие пластических возможностей тела. («Куклы», «Рисунок пальцами», «Замена слов») Речь, дыхание и голос. Комплекс упражнений дыхательной и голосовой гимнастики, развитие выразительной речи и общение. Правильное произношение звуков в слове и тексте. («Мячик и насос», «Пятачок, улыбочка») Групповые и индивидуальные занятия и репетиции. Работа над дыханием, голосом, интонацией, походкой, осанкой. Подготовка миниатюр, стихов. Распределение ролей, текста по желанию детей. Техническая подготовка к урокампраздникам. Изготовление костюмов, оформление декораций, реквизита. Организация репетиций на сцене, с микрофонами. Работа над общим сценическим образом. Просмотр и обсуждение спектаклей, концертов, театрализованных представлений. Театрально-исполнительская деятельность. Театрализованные представления, уроки, праздники, презентации. Активное участие в концертной деятельности. Выступления на школьных и городских праздниках, концертах, конкурсах, акциях. Оценка результатов реализации программы Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проходит в форме участия детей общешкольных мероприятиях, конкурсах разных уровней. По результатам участия в конкурсах и мероприятиях проходит обсуждение оригинальности исполнения концертных номеров, правильности подбора репертуара, успешности выступления учащихся. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики личностных достижений учащегося служит портфель достижений. В Портфель достижений учащегося в результате реализации Программы могут войти: грамоты и/или сертификаты по итогам конкурсов, фестивалей, фотографии концертных номеров, спектаклей, школьных мероприятий. Литература 1. Безымянная О. Школьный театр. – М. 2001. 2. «Возьми с собой сказку». Методические рекомендации в помощь руководителей самодеятельных театрализованных коллективов. – Екатеринбург 2011. 3. Джажлей О. «Помогайка» - М. 2004 4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Санк-петербург. 1997. 5. Княжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль. 2006 6. Козлянинова И.Б., Чорели Э.М. Тайны нашего голоса. – М. 2002 7. Колчев Л.Н. Театрализованные игры в школе. - М .2000 8. Пословицы, поговорки, скороговорки. Ярославль. 2011 9. 9. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – М. 2013 10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников. – М. 2002 Подписано цифровой Дресвянникова подписью: Дресвянникова Георгиевна Татьяна Георгиевна Татьяна Дата: 2023.10.19 08:45:33 +05'00'