Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Качканарского городского округа (МОУ СОШ№3) СОГЛАСОВАН Управляющим советом Протокол от 30.августа 2023г № 1 Председатель УС _______Е.А. Бартоломей ПРИНЯТ Педагогическим советом Протокол от 31 августа 2023г № 1 УТВЕРЖДЕН И.О. директора МОУ СОШ №3 ________Т.Г. Дресвянникова Приказ от 30.августа 2023г № 275 Программа внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ» Срок реализации - 1 год Возраст учащихся: 10-18 лет Составитель: Давыдова Наталья Борисовна, учитель ОБЖ и технологии Качканар 2023 год Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Юнармия» имеет социальнопедагогическую, военно-патриотическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества. Программа курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ» для обучающихся 10-18 лет (далее – Программа) разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р; 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). 5. Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 № 993 6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями от 12 августа 2022 г. N 732, зарегистрирован Министерством юстиции РФ 12.09.2022г., регистрационный N 70034); 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 23.11.2022 N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71763) 8. Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"(Зарегистрирован 15.02.2023 № 72372) 10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»; 11. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» от 28.05.2016 (ред.утвержд. от 10.12.2021г.) 12. Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детскоюношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «ЮНАРМИЯ», протокол № 4 от 26.01.2017; 2 13. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»; 14.Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»; Новизна, актуальность, практическая значимость, преемственность и педагогическая целесообразность Новизна данной программы, во-первых, в преемственности с программами основной школы, она дополняет основные образовательные курсы по истории, географии, обеспечению безопасности жизнедеятельности, физической культуре. Во-вторых, носит ярко выраженную профориентационную направленность, т.к. готовит к службе в вооруженных силах РФ и смежным профессиям; В третьих, содержит региональный компонент в теме «Воинские подвиги земляков». Актуальность программы – выполнение социального заказа в воспитании гражданина и патриота, ответственного за судьбу страны, ее развитие и защиту достижений, а также в удовлетворении потребности учащихся и их родителей в начальной профильной подготовке и укрепления физического развития детей. Практическая значимость: 1. Создание условий для получения начальных профессиональных военных навыков. 2. Интеллектуальное, нравственное, психологическое и физическое развитие, развитие способностей и творческого потенциала личности юнармейцев. 3. Подготовка обучающихся к участию в районных соревнованиях: смотр строя и песни, военизированных эстафет и др. Преемственность данной программы заключается в том, что на занятиях по программе дети учатся осуществлять наблюдение, сравнение, домысливание, устанавливать причинно-следственные связи и аналогии, образно мыслить и объяснять, как они могут применить полученные знания в жизни. Таким образом, с помощью познания и творчества происходит влияние на формирование универсальных учебных действий - важнейшей цели общего образования. Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что она способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их гражданской идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические знания и навыки, необходимые в любой жизненной ситуации, в том числе области здоровьесбережения. Отличительные особенности программы Комплексный подход к организации занятий обеспечивает положительную социализацию и профилактику асоциального поведения детей. 3 Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности. Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин согласно возрастным особенностям юнармейцев. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка). Цель и задачи программы Цель программы - развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Задачи программы: Образовательные: • применять меры безопасности во время занятий, слетов, соревнований; • знать воинские традиции Советской и российской армии; • оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях в чрезвычайных ситуациях; • ориентироваться на местности; • организация привала и ночлега в полевых условиях; • выполнять сборку-разборку автомата АК-74; • знать и выполнять элементы строя и обязанности в строю. Личностные: • приобщать к боевым и трудовым традициям российской и советской армии, разъяснять истоки героизма и самоотверженности российского народа; • воспитывать гордость за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им; • создавать условия для физического, психического, нравственного развития учащихся; Метапредметные: • организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и членами команды; • работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов. Условия реализации программы Срок реализации программы: 1 учебный год. Продолжительность составляет 68 часов (2 часа в неделю) вразновозрастной группе. Возраст детей: 10-18 лет. Состав учебной группы – постоянный. Условия набора детей – принимаются все обучающиеся, не имеющие ограничений по здоровью. Условия формирования групп: разновозрастные. Количество обучающихся: не менее 6 человек. Формы обучения и виды занятий Форма обучения - очная. 4 Формы занятий: фронтальная, групповая. В учебном классе (кабинете Юнармии): • теоретические занятия и исследовательские работы; • семинары, практикумы, конференции; • просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов; • изучение биографической и специальной литературы; • инструктаж; В спортзале: • практические занятия по строевой подготовке, физической подготовке и военноспортивным дисциплинам, подготовка к сдаче норм ГТО, Выездные мероприятия: • встречи с участниками событий локальных конфликтов и экспертами вобласти военно-патриотического воспитания; • тренинги по подготовке к военно-спортивным играм; • туристические походы (полевые выходы) и экскурсии; • участие в школьных и городских военно-спортивных соревнованиях; • участие в вахтах памяти, уход за памятными местами. Режим занятий Занятия проводятся в разновозрастной группе. Продолжительность учебного часа – 40минут. № Название программы Дни недели Время Помещение занятий 1 Юнармия 14.30-15.10 Вторник, Спортивный пятница зал, кабинет отряда «Юнармия» Ожидаемые результаты В результате освоения программного материала ожидается формирование и овладение учащимися личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий. Личностные универсальные действия: соблюдать дисциплину; выполнять правила внутреннего распорядка; осознать себя как индивидуальность и одновременно как член детского коллектива; способность к самооценке своих действий и поступков; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; принять чувство ответственности и долга перед Родиной. Метапредметные универсальные учебные действия: Регулятивные уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы; выстраивать последовательность необходимых операций; 5 уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи. Познавательные выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; уметь работать с информацией. Коммуникативные уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности; работать индивидуально и в группе; сознавать ответственность за общее дело; выделять моральное содержание ситуации. Предметные универсальные учебные действия знать: меры безопасности во время занятий; воинские традиции Советской и российской армии; символы воинской чести; государственную символику России; элементы строя и обязанности в строю; материальную часть автомата Калашникова; требования к личному и групповому снаряжению; организацию привалов и ночлегов; принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. уметь: выполнять строевые команды на месте и в движении; выполнять сборку-разборку автомата АК-74; организовать ночлег в полевых условиях; ориентироваться на местности; выполнять комплексы физических упражнений; оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях; оказать помощь при чрезвычайных ситуациях. Учебный план Темы модуля Кол-во часов Теория Практика Всего Раздел: I. Подготовка по основам военной службы 1 4 5 1. Модуль. Строевая подготовка 1 4 2. Модуль. Огневая подготовка 5 3 2 3. Модуль. Уставы Вооруженных Сил 5 2 3 4. Топография и ориентирование 5 5. Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях 1 3 4 Раздел II. Военно-спортивная подготовка 7 1 1.Физическая подготовка 8 6 Форма аттестации Зачет Зачет,стрельбище Тест Зачет Тест Зачет 2. Военно-спортивные игры 7 1 8 Соревнования 2 7 3. Туристическая подготовка 8 Соревнования Раздел III. Интеллектуальное развитие в игровой деятельности 1 7 9 1. Интеллектуальные игры Конкурс Раздел IV. Духовно-нравственное воспитание 1. Исследовательская деятельность 2. Краеведение Итого 2 5 7 Проект 1 34 3 34 4 Зачет 68 Содержание учебного плана I Раздел. «Подготовка по основам военной службы» 1. Модуль «Строевая подготовка» Теория. Строевые приемы и движение без оружия. Общие положения о выполнении строевых приемов. Общие положения о строях и управлении ими: строй, шеренга, фланг, тыл, интервал, дистанция, двухшереножный строй, колонна, походный строй. Практика. Команды, подаваемые на строевой подготовке. Предварительные и исполнительные команды. Тренировки строевых приемов. Строевая стойка, строевой шаг, перестроение, повороты на месте и в движении, приветствие, подход и отход от начальника. 2. Модуль «Огневая подготовка» Теория. История создания стрелкового оружия. Практика. Устройство и назначение автомата Калашникова АК-74 М. Назначение, устройство пневматического оружия. Принцип действия. Хранение. Техника стрельбы из пневматического оружия. Основные упражнения по стрельбе из пистолета, винтовки М-512. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки. 3. Модуль. «Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации» Теория. История создания в России воинских уставов. Виды уставов их назначение. Практика. Военная форма одежды и знаки различия. Воинские звания. Ритуал приведения военнослужащих к военной присяге, клятва юнармейца. Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России. Размещение и быт военнослужащих. 4. Модуль. «Топография и ориентирование» Теория. Определение сторон горизонта по местным предметам и с помощью компаса. Практика. топографические карты и уставные обозначения на картах, масштаб карт; ориентирование по топографическим картам, схемам, планам- легендам; ориентирование без карты. 5. Модуль «Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях» Теория. Как обезопасить себя: от грабежа, разбоя, уличных краж; 7 при угрозе насилия, нападения; защита от мошенничества (кибермошенничества); Практика. Алгоритм вызова скорой помощи, порядок осмотра пострадавшего, оказания первой доврачебной медицинской помощи при: травмах в ДТП, поражении электрическим током, вывихах, ушибах, переломах, остановке кровотечения повязки, наложение жгута), иммобилизация и транспортировка пострадавших, при остановке дыхания и сердца, асфиксии (удушении), травматическом шоке. II Раздел. «Военно - спортивная подготовка». Физическая подготовка к военной службе. 1. Модуль «Общая физическая подготовка» Теория. Общеразвивающие упражнения. Практика. 1.1. Упражнения для рук и плечевого пояса. 1.2. Упражнения для рук, мышц шеи. Упражнения со скакалкой, гантелями. 1.3. Элементы акробатики. Подвижные игры, эстафеты. Гимнастические упражнения. Лыжный спорт. Спортивные игры: баскетбол, футбол. 1.4. Упражнения для развития выносливости и быстроты, силы. 1.5. Бег на 60, 100 м. 1.6. Подтягивание на перекладине. 1.7. Обучение приёмам самостраховки, приёмам самообороны. 1.8. Знакомство с комплексом упражнений ГТО. 2. Модуль «Военно-спортивные игры» Теория. Основные понятия. Практика. 2.1. Смотр-конкурс Песни и строя. 2.2. Военно-спортивная игра «Защитник Отечества». Поэтапное выполнение маршрута на пересеченной местности, которое включает в себя следующие этапы: командный Пейнтбол, Помощь пострадавшему в зоне ЧС, Пожарный, Метание гранаты, Переправа, Минное поле, Строевая, Рукопашный бой, Сборка/разборка АК -74, Стрельба,Интеллектуальный. 2.3. Военно-спортивная игра «Победа» состоит из следующих этапов: «Готов к строевой!», «Ратные страницы истории», «Медицинская подготовка», физическая подготовка (подтягивание на перекладине, рукопашный бой), огневая подготовка (стрельба из пневматической винтовки, сборка-разборка автомата Калашникова), творческий конкурс. 3. Модуль «Туристическая подготовка» Теория. Техника пешеходного туризма без специального туристического снаряжения. Практика. - передвижение и преодоление препятствий: скорость, дистанция, преодоление подъемов, склонов, спусков, переправа через водные преграды и болотистую местность - определение расстояния и высоты объекта на местности, на карте. Понятие топографии; - ориентирование по местным предметам, по компасу, по карте; 8 - практические занятия: разведение костра, установка палатки, снаряжение рюкзака в поход, вязание узлов; III Раздел. «Интеллектуальное развитие в игровой деятельности» Теория. Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. Практика. Медиавикторина «Я, патриот!». Командная игра «Я, патриот!» проводится на знание истории ратных страниц Отечества, Великой Отечественной войны, памятных событий из истории родного края. Представляет собой интерактивную медиавикторину из 20 вопросов, разных уровней сложности, составленных по определенным правилам и требующие точных знаний. Рекомендуются участие юнармейцев в различных интеллектуальных играх, проводимых на различных мероприятиях в городе и организациями: музеями, библиотеками, центрами досуга и творчества, дистанционные олимпиады, творческие интернет - конкурсы. Интеллектуальный тренинг. Проводится с целью научить юнармейцев разгадывать различные интеллектуальные задачи, шарады, кроссворды, логические головоломки, ребусы, учить работать в команде, использовать коллективное мышление. IV Раздел. «Духовно-нравственное воспитание» 1. Модуль «Исследовательская деятельность» Теория. Методы исследования информации. Практика. Темы исследовательских работ «Память поколений – дни воинской славы России»: Великие полководцы, маршалы Победы, конструкторы – оружейники, спортсмены. После завершения исследования юнармейцы защищают свою тему и представляют свой проект защиты: тематический плакат, боевой листок, презентация, видеоролик. 2. Модуль «Краеведение» Теория. Родной край. Его природные особенности, история, известные люди. Практика. Амурцы – герои Великой Отечественной войны, Герои Труда, известные ученые, писатели, поэты, труженики. Административно деление области. Промышленность. Памятник истории и культуры. Экскурсия в краеведческий музей. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. Календарный учебный график № п/п Дата Форма проведения занятия (месяц и число) Кол. часов Тема занятия 9 Место проведения Форма контроля 1 беседа 1 2 практикум 1 3 практикум 1 4 практикум 1 5 практикум 1 6 беседа 1 7 практикум 1 8 практикум 1 9 практикум 1 10 практикум 1 11 беседа 1 12 беседа 1 13 беседа 1 14 практикум 1 15 праздник 1 16 беседа 1 Строевые приемы и Кабинет Опрос движение без оружия. отряда Общие положения о Юнармии выполнении строевых приемов Команды, подаваемые на Спортивный Наблюдение строевой подготовке зал Предварител ьные и Спортивный исполнительные команды зал Тренировки строевых Спортивный приемов зал Строевая стойка, строевой Спортивный шаг, перестроение зал , повороты на месте и в движении, приветствие, подход и отход от начальника История создания Кабинет стрелкового отряда оружия Юнармии Устройство и назначение Кабинет автомата Калашникова АКотряда 47М. Юнармии Принцип действия. Хранение Техника стрельбы из Спортивный пневматического оружия зал Основные упражнения по Кабинет стрельбе из пистолета, отряда винтовки М- 512 Юнармии Соревнование по стрельбе Спортивный из пневматической винтовки зал История создания в России Кабинет воинских уставов отряда Юнармии История создания в России Кабинет воинских уставов отряда Юнармии Виды уставов и их Кабинет назначение отряда Юнармии Наблюдение Наблюдение Зачет Опрос Наблюдение Наблюдение Наблюдение Соревновани е Наблюдение Опрос Наблюдение Военная форма одежды и Кабинет Тестировани знаки отличия. отряда е Воинские Юнармии звания Военная присяга – клятва Спортивный воина на верность Родине. зал Наблюдение Определение сторон Кабинет Наблюдение горизонта по местным отряда предметам и с помощью Юнармии компаса 10 17 беседа 1 18 практикум 1 19 практикум 1 20 практикум 1 Определение сторон горизонта по местным предметам и с помощью компаса Топографические карты и уставные обозначения на картах, масштаб карт Ориентирование по топографическим картам, схемам, планам-легендам Ориентирование без карты 21 беседа 1 Как обезопасить себя 22 практикум 1 23 практикум 1 24 практикум 1 25 беседа 1 26 практикум 1 27 практикум 1 28 практикум 1 29 практикум 1 30 практикум 1 31 практикум 1 32 соревно вание 1 Кабинет отряда Юнармии Опрос Кабинет отряда Юнармии Кабинет отряда Юнарми и Кабинет отряда Юнармии Кабинет отряда Юнармии Кабинет отряда Юнармии Кабинет отряда Юнармии Опрос Опрос Опрос Опрос Алгоритм вызова скорой Опрос помощи, порядок осмотра пострадавшего Оказание Опрос первой доврачебной помощи при травмах ДТП, поражении электрически током Оказание первой Кабинет Опрос доврачебной помощи при отряда вывихах, ушибах, переломах Юнармии Общеразвивающие Спортивный Опрос упражнения. Основы и зал правила Упражнения для рук и Спортивный Анализ плечевого пояса, мышц зал выполнения шеи упражнений Элементы акробатики. Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Упражнения для развития Спортивный Анализ выносливости и быстроты, зал выполнения силы упражнений Бег на 60, 100 метров Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Подтягивание на Спортивный Анализ перекладине зал выполнения упражнений Обучение приемам Спортивный Анализ самостраховки, зал выполнения самообороны упражнений Соревнование по волейболу Спортивный Анализ зал выполнения упражнений 11 33 беседа 1 Основные понятия военно-спортивных игр 34 практикум 1 Подготовка к смотру «Песни и строя» 35 практикум 1 Подготовка к смотру «Песни и строя» 36 практикум 1 Подготовка к смотру «Песни и строя» 37 конкурс 1 Смотр «Песни и строя» 38 практикум 1 39 практикум 1 40 игра 1 Подготовка к военно-спортивной игре «Победа» Подготовка к военно-спортивной игре «Победа» военно-спортивная игра «Победа» 41 беседа 1 42 беседа 1 43 практикум 1 44 практикум 1 45 практикум 1 46 практикум 1 47 практикум 1 48 практикум 1 49 практикум 1 Техника пешеходного туризма без специального туристического снаряжения Техника пешеходного туризма без специального туристического снаряжения Передвижение и преодоление препятствий: скорость, дистанция, преодоление подъемов Передвижение и преодоление препятствий: скорость, дистанция, преодоление подъемов Определение расстояния и высоты объекта на местности. Ориентирование по местным предметам, по компасу, по карте Ориентирование по местным предметам, по компасу, по карте Установка палатки Снаряжение рюкзака в поход, вязание узлов 12 Кабинет Опрос отряда Юнармии Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Кабинет Опрос отряда Юнармии Кабинет Опрос отряда Юнармии Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений Спортивный Анализ зал выполнения упражнений 50 беседа 1 Игра – основной вид деятельности подростков и детей Виды игр. Что такое интеллект? 51 беседа 1 52 практикум 1 Подготовка к командной игре «Патриот» 53 практикум 1 Подготовка к командной игре «Патриот» 54 практикум 1 Подготовка к командной игре «Патриот» 55 практикум 1 Подготовка к командной игре «Патриот» 56 практикум 1 57 практикум 1 Командная игра «Патриот» 58 практикум 1 59 практикум 1 60 практикум 1 61 практикум 1 Подготовка к интеллектуальному тренингу Подготовка к интеллектуальному тренингу Подготовка к интеллектуальному тренингу Интеллектуальный тренинг 62 беседа 1 Методы исследования информации 63 беседа 1 Методы исследования информации 64 практикум 1 Выбор тем исследовательских работ 65 практикум 1 Подготовка исследовательских работ 66 практикум 1 Подготовка исследовательских работ 13 Кабинет Опрос отряда Юнармии Кабинет Опрос отряда Юнармии Кабинет Анализ отряда выполнения Юнармии упражнений Кабинет Анализ отряда выполнения Юнармии упражнений Кабинет Анализ отряда выполнения Юнармии упражнений Кабинет Анализ отряда выполнения Юнармии упражнений Кабинет Анализ отряда выполнения Юнармии упражнений Кабинет Анализ отряда выполнения Юнармии упражнений Кабинет Анализ отряда выполнения Юнармии упражнений Кабинет Анализ отряда выполнения Юнармии упражнений Кабинет Анализ отряда выполнения Юнармии упражнений Кабинет тестирование отряда Юнармии Кабинет отряда Юнармии Кабинет отряда Юнармии Кабинет отряда Юнармии Кабинет отряда Юнармии Кабинет отряда Юнармии Опрос Опрос Анализ выполнения упражнений Анализ выполнения упражнений Анализ выполнения упражнений 67 практикум 1 Подготовка исследовательских работ 68 Защита проектов 1 Защита проектов Итого Кабинет отряда Юнармии Кабинет отряда Юнармии Анализ выполнения упражнений Анализ выполнения упражнений 68 Информационное обеспечение Название сайта Электронный адрес Совет безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru Министерство внутренних дел РФ http://www.mvd.ru МЧС России http://www.emercom.gov.ru Министерство здравоохранения и http://www.minzdrav-rf.ru соцразвития РФ Министерство обороны РФ http://www.mil.ru Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/ Министерство природных ресурсов РФ http://www.mnr.gov.ru Федеральная служба железнодорожных http://www.fsgv.ru войск РФ Федеральная служба России по http://www.mecom.ru/roshydro/pub/r гидрометеорологии и мониторингу us/index.htm окружающей среды Федеральный надзор России по ядерной http://www.gan.ru и радиационной безопасности Русский образовательный портал http://www.gov.ed.ru Энциклопедия безопасности http://www.opasno.net Личная безопасность http://personal-safety.redut-7.ru Образовательные ресурсы Интернетаhttp://www.alleng.ru Безопасность жизнедеятельности «Мой компас» (безопасность ребёнка) http://moikompas.ru/compas/bezopas nost_det Информационно-методическое издание http://www.schoolдля преподавателей ОБЖ-МЧС России obz.org/topics/bzd/bzd.html Безопасность. Образование. Человек. http://www.bezopasnost.edu66.ru Информационный портал ОБЖ и БЖД:Всё о безопасности жизнедеятельности Безопасность и выживание в http://www.hardtime.ru экстремальных ситуациях Методические материалы. Формы, методы и средства обучения Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике 14 обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством. Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка. Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий. При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий. При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов. Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактикотехническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции. Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий. Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач. Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания. Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности. Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев 15 разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием. Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях. Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений. Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов. Методы воспитания. Методы формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, методы стимулирования (награждение) реализуются педагогом через организацию конкурсов и викторин и возможность обучающихся принять участие в агитационных акциях. Педагогические технологии. В своей работе педагог использует технологию коллективного взаимообучения (А.Г.Ривин, В.КДьяченко), которая способствует не только сплочению коллектива и взаимодействию в командной работе, но личностному развитию каждого обучающегося. А также игровую технологию (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.), которая обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу данной технологии положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Здоровьесберегающие технологии. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности, способствуют формированию следующих принципов: 1. Принцип «Не навреди!» 2. Принцип сознательности и активности. 3. Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательногопроцесса. 16 4. Принцип систематичности и последовательности. 5. Принцип доступности и индивидуальности. 6. Всестороннего и гармоничного развития личности. 7. Системного чередования нагрузок и отдыха. 8. Постепенного наращивания оздоровительных мероприятий. 9. Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательнообразовательного процесса. Формы учебных занятий. Беседа, опрос, конкурс, викторина, фестиваль. Описание алгоритма учебного занятия. На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный моральнопсихологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т.д. К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия. Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем. Оценочные материалы Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения итогов: наблюдение за учащимися на занятиях; текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы; индивидуальная и групповая беседа с учащимися; опрос; тестирование; викторина; демонстрация знаний и умений на открытых занятиях; выполнение нормативов на оценку. Уровень достижений учащегося оценивается по результатам участия в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, участии в конкурсах, играх, проектах и других мероприятиях, наградные материалы указываются в портфолио. Форма промежуточной и итоговой аттестации фиксируется в зачётный лист в Журнале Руководителя и Тетради Юнармейца. 17 Темы тестовых заданий Тест №1 по теме: «Строевая подготовка».Тест № 2 по теме: «Огневая подготовка». Тест № 3 по теме: «Ориентирование» Тест № 4 по теме: «Первая помощь пострадавшим» Тест № 5 по теме: «Техника пешеходного туризма». Тест № 6 «Контрольный тест по итогам года». Нормативы ОФП и нормы ГТО Нормы ГТО - https://www.gto.ru/norms (возраст 10 - 18 лет), не являются обязательным условием зачета, выполняются по желанию и после допуска врачебной комиссии и инструктора по ОФП. Комплексное силовое упражнение КСУ (комплексное силовое упражнение) — это последовательность упражнений, которая выполняются в круговой манере в КСУ входят такие упражнения, как: отжимания, в упоре лежа (10 раз) — упор присев выпады или перепрыгивания в выпадах приседания, приседания с выпрыгиваниями (10 раз) и упражнения на пресс (10 раз). Норматив не устанавливается, учитывается индивидуальные возможности учащегося, направлено на развитие выносливости. Комбинированное силовое упражнение на перекладине Соревнование лично - командное. Комбинированное силовое упражнение на перекладине выполняется непрерывно с фиксацией виса и упора не более 3 секунд; при подтягивании подбородок - выше перекладины; при поднимании ног - касание грифа снаряда. Разрешается сгибание и разведение ног, отклонение тела от неподвижного положения, выполнение движений махом и рывком. Вис хватом сверху; выполнить в последовательности: подтягивание, поднимание ног, подъем переворотом и подъем силой. Оценка производится по количеству циклов. Победителем считается команда, по сумме циклов всех участников. В случае равенства учитывается время выполнения всех участников. В определении победителей и призеров в личном первенстве, учитывается время выполнения. Контрольные испытания с целью определения уровня гибкости Контрольные испытания Наклон вперед, ноги врозь на полу,голова поднята, спина прямая Качество выполнения 1. Грудь и живот касаются пола, голова поднята, ногипрямые, носки оттянуты. 2. Наклон вперед прямой спиной на ¾ (78) 3. Наклон вперед прямой спиной до половины (45) 4. Наклон вперед согнутой спиной менее 45 18 Оценка Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо Мост гимнастический 1. Ноги прямые, плечи Отлично 2. Хорошо 3. 4. Шпагат 1. 2. 3. перпендикулярно к полу Слегка согнутые ноги, плечи незначительно отклонены от вертикали Согнутые ноги, плечи под углом 45 Сильно согнутые ноги, плечипод углом 30 Ноги полностью касаются пола, руки в стороны Ноги до колен касаются пола,руки в стороны Ноги лодыжками касаются пола, руки в стороны Удовлетворительно Плохо Отлично Хорошо Удовлетворительно Разборка и сборка автомата Калашникова на скорость на оценку Старшая группа Младшая группа Старшая группа Младшая группа Разборка 15 сек. Отлично 18 сек. Хорошо 21 сек. Удовлетворительно 18 сек. Отлично 21 сек. Хорошо 24 сек. Удовлетворительно Сборка 27 сек. Отлично 30 сек. Хорошо 33 сек. Удовлетворительно 30 сек. Отлично 33 сек. Хорошо 36 сек. Удовлетворительно Оценка за выполнение строевого приема, определяется: «отлично», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно; «хорошо», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевогоустава, 19 четко и уверенно, но при этом была допущена одна ошибка; «удовлетворительно», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом были допущены две ошибки; «неудовлетворительно», если прием не выполнен, либо выполнен не в соответствии с требованиями Строевого устава, или при его выполнении допущено три ошибки и более Условия (порядок) выполнения норматива № 1(противогаз) Обучаемые в составе подразделения находятся на позиции, отдыхают на привале и т. п. Противогазы и респираторы в походном положении. Неожиданно подается команда: «Газы» или «Респираторы надеть». Обучаемые надевают противогазы или респираторы. Время отсчитывается от подачи команды до надевания головного убора. Оценка по времени норматива № 1 Категория обучаемых (подразделения) Учащийся Расчет, отделение Отлично Хорошо Удовлетв. 7 с\11с 8 с\12 с 8 с\12 с 9 с\13 с 10 с\14 с 11 с\15 с 9 с\13 с 10 с\14 с 12 с\17 с Взвод ПРИМЕЧАНИЕ: В числителе указано время надевания противогаза, взнаменателе — респиратора. Ошибки, снижающие оценку на один балл: 1. При надевании противогаза обучаемый не закрыл глаза и не затаил дыхание или после надевания не сделал полный выдох. 2. Шлем-маска надета с перекосом или перекручена соединительнаятрубка. 3. Концы носового зажима респиратора не прижаты к носу. Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»: 1. Допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникать под шлем-маску. 2. Не полностью навинчена (ввернута) гайка соединительной трубки Подписано цифровой Дресвянникова подписью: Дресвянникова Георгиевна Татьяна Георгиевна Татьяна Дата: 2023.10.19 08:44:34 +05'00' 20