Уроки Добра

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Качканарского городского округа
(МОУ СОШ№3)

СОГЛАСОВАН
Управляющим советом
Протокол от 30.августа 2023г № 1
Председатель УС
_______Е.А. Бартоломей

ПРИНЯТ
Педагогическим советом
Протокол от 31 августа 2023г № 1

УТВЕРЖДЕН
И.О. директора МОУ СОШ №3
________Т.Г. Дресвянникова
Приказ от 30.августа 2023г № 275

Уроки добра
Программа внеурочной деятельности 8 - 11 лет
Срок реализации - 1 год

Составитель:
Волкова Наталья
Александровна,
учитель,
I квалификационная категория

Качканар
2023г.

Пояснительная записка
В условиях современного развития общества, особую роль приобретают вопросы
воспитания детей на основе восприятия общечеловеческих ценностей. Будущее нашего
общества, его социальный и нравственный климат определяются тем, что происходит в
душах наших детей. Нравственно – этические ценности можно и нужно формировать в
школе.
Понимание необходимости осознания каждым человеком его роли и места в
социальной действительности, его личной ответственности за собственную жизнь, что
хорошо конкретизируется через понятие «духовность», основанное на вечных критериях
истины, добра, красоты, в которых отражается стремление, желание, умение людей быть
«человечными», т.е. следовать таким добродетелям, как сострадание, чуткость,
заботливость, умение радоваться привело к созданию данной Программы.
Цель: создание благоприятных условий для формирования социально – значимых
качеств личности обучающихся.
Задачи:
1. воспитывать у учащихся нравственность, понимание сущности сознательной
дисциплины и культуры поведения, соблюдения правил поведения в школе, дома, в
общественных местах;
2. воспитывать чувство прекрасного, развивать их творческое мышление,
художественные, музыкальные, литературные способности, формировать
эстетические вкусы, идеалы;
3. воспитывать способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой
культуры, произведений искусства, народного творчества;
4. сформировать понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
5. создать условия для развития эстетического отношения детей к окружающей среде
и труду как источнику радости и творчества людей.
Программа адресована учащимся в возрасте от 8 до 11 лет. Рассчитана на 3 года
обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью в 1 час (34 часа в
год).
Программа «Уроки добра» разработана на основе Методических рекомендаций
«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией
А.Я. Данилюка. При составлении программы использован опыт
работы по
нравственному воспитанию Муниципальной средней общеобразовательной школы №8,
г. Каменка, Муниципальной средней общеобразовательной школы №204, г. Минск.
В программе учтены возрастные особенности учащихся от 8-11 лет: происходит
перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Ведущая
деятельность школьника – учебная. Дети хотят много знать, тянутся к взрослым, верят
им, уважают и ценят учителя. Развивается рефлексия – осознание собственных
изменений, в результате развития учебной деятельности. Формируется способность
сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах. Ребенку необходимо признание
окружающих, реализация своих возможностей в хоть какой-то деятельности. У
школьников этого возраста развивается чувство неполноценности, дезориентация в
социальной сфере, неумение рассуждать, анализировать, нежелание сочувствовать и
сострадать. Для этого возраста характерна зависимость ощущения успеха от успеха в
учебе. Младший и школьный возраст особенно хорош для позитивного общения,
воспитания.
Занятия программы направленные не только на то, чтобы привить нравственные
ценности, но на развитие индивидуальных способностей ребенка, его самореализацию
через общение и творчество (темы: «Счастье», «Когда все люди будут добрыми…»,
«Город добрых людей», «Школа будущего»), формирование этики и культуры общения,
здорового образа жизни (темы «Мы мечтаем», «Успешный и здоровый образ жизни»,
2

«Календарные праздники», «Великие сказочники мира. Г.Х.Андерсен», «Мир
человеческих отношений», «Мир чувств», «Знакомство с собой», «Страна чудес»).
Программа ориентирована на применение таких современных образовательных
технологий, как проблемный диалог (работа в режиме мозгового штурма, требует
поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника,
корректно полемизировать); продуктивное чтение (интерпретация текста порождает
нравственную оценку, дети откровенно делятся своими взглядами, суждениями), метод
проектов (выполнение творческих заданий по созданию стихов и песен, рисунков).
Особенность занятий по Программе ВУД «Уроки добра» в том, что педагог в
доступной форме доносит до детей базовые нормы морали и нравственности, адаптируя
тексты художественных произведений, сказок, пословиц, притчи из Библии к жизненным
ситуациям.
Занятие включает в себя две части теоретическую и практическую. Освоение
материала в основном проходит в процессе обсуждения заданной темы. Большую часть
времени занимает практическая часть. Такой методический прием как рисунок по теме,
способствует выражению на листе бумаги эмоционального отношения к теме.
При проведении занятий используется коллективная, групповая, индивидуальная
форма работы. Взаимодействие учителя и учащихся организуется через беседу,
дискуссию, игру, совместное творчество.
Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды
деятельности и формы работы:
Вид деятельности /
уровень
результатов

Приобретение
социальных
знаний

Познавательная

Беседа,
проблемный
диалог,
инсценировка,
интерактивные
экскурсии, чтение,
ролевые игры,
тренинг,
обсуждение, видео
просмотр

Проблемноценностное
общение
Художественное
социальное
творчество

Дебаты, ролевая игра, взаимодействие
в группах, интерактив
и

Формирование
ценностного
отношения
к
социальной
реальности

Получение
опыта
самостоятельного
общественного действия

Благотворительные концерты, декоративно прикладное творчество,
рисование, коллективное сочинение песни, стихов, с последующим
выступлением;
коллективное составление коллажей с последующим оформлением
выставки, акции

Планируемые результаты реализации программы
Личностные
 ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,
понимание
конвенционального характера морали;
 признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
3

Ценностно - эмоциональный компонент:
 гражданский патриотизм, любви к Родине, чувство гордости за свою страну;
 уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к
окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
 уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего
и других людей, оптимизм в восприятии мира;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
 умение различать хорошие и плохие поступки на основе базовых принципов
морали и ценностей;
 умение отделять оценку поступка от оценки человека;
 уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и
общества, к чести и достоинству других людей;
 признание неприкосновенности чужой собственности;
 толерантное отношение к людям другой нации, другому образу жизни, другому
мнению.
Когнитивный компонент:
 рефлексивность как адекватное осознанное представление о своих качествах;
 осознание потребности в самосовершенствования.
Регулятивный компонент:
 стремление избегать плохих поступков, капризов;
 умение признавать собственные плохие поступки действовать для заглаживания
своей вины;
 готовность прилагать волевые усилия для достижения целей;
 следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова»,
правила этикета) в школе и общественных местах.
Смыслообразование. Мотивация учебной деятельности
 стремление к самоизменению и самосовершенствованию – приобретению новых
знаний и умений, компетенций;
 мотивация достижения;
Просоциальное и моральное поведение
 проявление альтруизма, готовности к помощи тем, кто в этом нуждается
 готовность препятствовать (в пределах своих возможностей) проявлению
несправедливости, нечестности;
Развитие моральных чувств
 развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам другим,
выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
 развитие моральных чувств – чувства совести, ответственности, стыда и вины как
регуляторов морального поведения учащихся
Развитие моральной самооценки
 Формирование адекватной системы представлений о своих моральных качествах,
моральных ценностях и идеалах
Метапредметные результаты
- принятие познавательной задачи и ее сохранение, регуляция учащимся учебных
действий на основе принятой познавательной задачи;
- умение устанавливать целевые приоритеты;
- владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса;
- умение планировать пути достижения целей;
- умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
4

- умение выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
- умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей;
- актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- владение основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей
- умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные метапредметные действия
- владение основами реализации учебной проектно-исследовательской деятельности;
- умение ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
Логические действия
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение работать с метафорами- понимать переносный смысл выражений, понимать и
строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
- умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
- умение делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на
основе аргументации.
Коммуникативные действия
Взаимодействие с партнером
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
Сотрудничество, совместная деятельность, кооперация
- умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и
строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение планировать общую цель и пути ее достижения;
- умение оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности.
2 класс
Тематическое планирование
№ Наименование темы
Всего часов
Аудиторные Внеаудиторные
1 Сила любви
2
1
1
2 Виктор Кротов «Добрая борода»
2
1
1
3 Мир человеческих отношений
9
4
5
4 Успешный и здоровый образ жизни
6
3
3
5 Мы мечтаем
2
1
1
6 Великие сказочники мира
2
1
1
7 Календарные праздники
11
6
5
34
17
17
Итого:
5

6

Календарно тематический план
№

Наименование темы
Сила любви

1

2

3
4

5
6

7

8

9

10

11

12

13

«Человек, который меня любит» - устный
портрет. Проблемный диалог: «Любит –
значит…»
Любовь спасает. Хам, Сим, Иафет – сыновья
Ноя. Рассказ о принятии, о способности
покрывать недостатки других людей. Рисунок
«Покрывало»
Виктор Кротов «Добрая борода»
Чтение по ролям сказка «Кругодыры», сказка
«Составлялки» театрализация.
Сказка
«Небесные хлебцы», «Кофетный
кактус» Рисунок по сюжету
Мир человеческих отношений
Прощение. Простить, значит… проблемный
диалог. Инсценируем ситуативные диалоги
«Сучок в глазе у брата». Басня Эзопа
«Муравей и гусеница» кукольный театр.
Инсценировка. Русинок по кадрового
мультфильма по сюжету
Аккуратность. Давайте, сравним…
проблемный диалог о неряшливой девочке и
аккуратном мальчике. «Я хочу быть
аккуратным» - рисунок.
Наша речь. Слова как образы. Слова,
которые ранят; слова, которые лечат, слова
мусор и т.д. Инсценировка, рисование слов образов.
Сплетни приносят раздоры - проблемный
диалог. Ключевая мысль: «Человек, который
сплетничал с вами, будет сплетничать о вас!»
Эксперимент: сплетения правды и выдумки.
Наши привычки. Все мне позволительно, но
не все полезно! Проблемный диалог. «Мои
хорошие привычки» - рисунок.
Слушайте добрые советы. Откуда приходит
мудрость. Тренинг – сложный рисунок,
который можно нарисовать, только
внимательно слушая учителя. По окончании
анализировать: кто справился, почему.
Слушайтесь родителей. Важность
послушания - беседа. Родители желают нам
только лучшего, у них жизненный опыт,
оберегают нас от опасности. Рисунок «Мой
путь послушания».
Твой внутренний мир. «Волшебные очки»
сказка об очках, через которые видно
помыслы человека. Зная тайные помыслы
людей убедишься, что нет совершенных
людей. Важно прежде смотреть на свои
помыслы сердечные, стремиться быть лучше

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

2
1

1

2
1
1
9
1
1

1

1

1

1

1

1

1

7

и принимать других. Рисунок по сюжету.
Успешный и здоровый образ жизни
14

15

16

17

18

19

20

21

22

Скажи мне, кто твой друг? - проблемный
диалог. Наши поступки определяют наше
будущее, что формирует тебя? Кто твои
друзья? Какие у них цели? Устный портрет
«Мой настоящий друг»
Счастье. Почему человек счастлив?
Масштабы счастья. Как я могу стать
счастливым. Как я могу сделать счастливыми
других? Проблемный диалог. «Мое счастье»
рисунок.
Удача – бабочка. Человек склонен гоняться
за легкой наживой – лотерея, розыгрыши и
т.д. Но человек, который умеет наслаждаться
каждым днем, в покое, сам притягивает к
себе удачу. Как бабочка, которая сядет к вам
на плечо, когда вы просто отдыхаете,
созерцая красоту природы, на какой-то
полянке. «Бабочка – удача» - рисунок.
Безопасность на дорогах. Правила
дорожного движения. Актуализация знаний
по ПДД. Повторение ПДД в игровой форме.
Моя будущая профессия. Если человек нашел
себя в профессии, он самый счастливый. «А
кем буду я?» - попытка ответить на этот
вопрос через инсценировку. Показать
добрых, любящих свою профессию людей, и
злых, ненавидящих свою работу. Придать
эмоциональный раскрас, и ты точно
поймешь, что человек, который любит свою
работу - счастливый! Рисунок «Я в
будущем».
Моя семья. Мои близкие люди - беседа. Семья
или семь Я. Я – часть целого. Семья – опора,
защита, понимание, любовь. Рисунок «Моя
семья».
Мы мечтаем
Город добрых людей. Что я могу сделать для
моего города? Если все люди моего города
будут добрыми? Что измениться?
Проблемный диалог. Составляем устный
портрет нашего города, сочиняем стихи.
Рисунок «Город добрых людей»
Школа будущего. Научно-технический
прогресс не стоит на месте, да и люди
меняются. Что ожидает через 50 лет простого
школьника в стенах родной школы?
Составляем устный портрет школы. Рисуем
проект новинок в школе будущего.
Великие сказочники мира
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками» чтение
по ролям. Обсуждение. Непростая жизнь
детей того времени. Как бы поступил я, если
бы был на месте девочки, если бы был на

6
1

1

1

1

1

1

2
1

1

2
1

8

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

месте взрослых? Есть ли такое явление в
наше время. Как можно помочь такой
девочке в наше время.
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
чтение по ролям, обсуждение актуальности
темы откладывания на потом в наши дни.
Выявление ключевых цитат из сказки ,
изготовление мотивирующих плакатов,
прикрепление на этажах школы
Календарные праздники
День пожилого человека. Проблемный
диалог. Какие трудности испытывают
пожилые люди? Как я могу помогать?
Практическая часть – конкретные действия
детей. «Моя любимая бабушка» - выставка
портретов.
День учителя.
Моя вторая мама. Обсуждение. Рассмотреть
труд учителя, с какими сложностями
встречается. Легко ли быть учителем? Кто
хотел бы? «Мой любимый учитель» выставка портретов.
Мамин день.
Обсуждение. Что ожидают мамы от нас? Что
является лучшей наградой для мамы? Как мы
можем сделать маму счастливой? «Наши
мамы» выставка портретов.
Рождество.
Чудеса рождественской ночи. История
возникновения праздника. Как праздник в
России отмечают в наши дни. ДПТ
«Рождественский вертеп».
Новый год.
Самый любимый праздник детей. Проект
оформления новогодней елки и интерьера
комнаты «У новогодней ёлки».
День Святого Валентина. Правдивая история
о настоящей дружбе. Проблемный диалог.
Как проявляют себя настоящие друзья в
трудные минуты? Привести примеры из
жизни ребят, поделиться опытом. ДПТ –
открытка «Сердце для друга».
День Защитников Отечества. Настоящий
характер, боевой дух, долг перед Родиной,
честь и отвага. Составление устного
портрета. «Защитник Отечества» - плакат
коллаж к 23 февраля.
Международный женский день.
Обсуждение. Роль женщины, особенности.
Роль цветов в жизни женщины. ДПТ «Цветы
для мамочки».
Великая Отечественная Война. Горечь
потерь, цена Победы. Обсуждение. Рассказ
об акции «Бессмертный полк». Рассказы
детей о своих героях ВОВ. Составление

1

11
1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

статьи в школьную газету «Свежий ветер»
33
34

№

Пасха. Интерактивная экскурсия «Традиции
разных народов праздновать Пасху».
Скоро каникулы!
Проблемный диалог. Как я проведу лето?
Планируем отдых. Мечты и реальность.
Рисунок «Лето и я»
Итого:

Наименование темы

1
1

34

3 класс
Тематический план
Всего часов

19

15

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Мир человеческих отношений.

5

2

3

2

Мир чувств.

8

3

5

3

Великие сказочники мира.

7

4

3

4

Календарные праздники.

14

8

6

Итого:

34

17

17

Календарно тематический план
№

1

2

3

4

Наименование темы

Всего часов

Мир человеческих отношений.

5

Крепкая дружба. Рассказ о Дамоне и Пифее.
Проблемный диалог.Два друга за свою
смелость поплатились свободой. Правитель
оставил одного в залог на жизнь другого.
Преданность и вера в крепкую дружбу
спасло жизнь друзьям. Правитель захотел
таких же друзей. А есть ли у вас друзья, в
которых вы уверены на сто процентов.
Являетесь ли вы таким другом? Рисунок по
сюжету.
Единство. Сказка о репке. Театрализация. В
одиночку не справимся в решении больших
задач. Но если стать командой и
поддерживать друг друга, прилагать усилия,
то вместе возможно «свернуть горы».
Рисунок проекта «Вместе — мы сила»
Сострадание.
История о Кларе Бартон. Основатель
общества Красного Креста в Америке.
Жизнь простой учительница во время
гражданской войны. Вместо тетрадей и
учеников, раненые, погибающие от холода и
голода. Смелость и отвага молодой девушки
спасли жизнь многим людям. Обсуждение.
Особенности работы общества «Красного
креста и полумесяца» во время войн.
Сострадание.
История о маленьком брошенном щенке.
Проблемный диалог. Как часто мы видим на
улице бездомных животных? Наша реакция?

Аудиторные

Внеаудиторные

1

1

1

1

10

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Как можем помочь? Благотворительная
акция помощи бездомным животным, сбор
корма.
Трудный путь прощения. Рассказ о Керри
Тен Боом. Женщина, которая во время
войны оказалась в фашистском концлагере.
Трудный путь, чудесное избавление. «Сила
прощения» - составление мотивирующих
лозунгов.
Мир чувств
Чувства разные нужны. Рассказ учителя о
важности всех чувств. Чувства о многом
говорят: хорошо тебе или плохо. Составить
автопортрет «Смайлик настроения»
Чувства разные важны.
Чувства способны предупредить нас, что
что-то не так, важно научиться понять с чего
все началось. Тренинг «Я чувствую…»
Как справляться с чувствами. Правильно
выражать чувства можно разными
способами. Тебе грустно – поговори с кемто, ты злишься – пробеги пару кругов по
спортивной площадке и т.д.. Тренинг «Я
могу…»
Как справляться с чувствами.
Как разобраться в чувствах. Если человек не
будет уметь разбираться с чувствами, то он
будет похож на вулкан, который вот- вот
взорвется и кто-то может пострадать от
этого. Эксперимент – пластилиновый вулкан
заполняем содой и гасим уксусом.
Строим «изгородь» ошибок.
Человек, который не разобрался в своих
чувствах, строит «изгороди» в отношениях.
Отдаляясь от друзей, совершая ошибки,
которые влекут за собой еще ошибки.
Проблемный диалог.
Наши ошибки. Признание собственных
ошибок дает человеку облегчение и
возвращает друзей. Проблемный диалог.
Интерактив «Прощайте ошибки»
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы
поступали с тобой. Правила, которые
помогут в трудных ситуациях. Пример
выбора различных способов проявлять свои
чувства: завести дневник, позвонить друг,
рисовать, побить подушку, пробежаться и
т.д.. Интеркатив «Если я чувствую…, то я
…»
Разочарование. Как справиться с
разочарованием. Проблемный диалог.
Человек на пути к цели попал в проблему,
приходит разочарование. Но в таких
ситуациях, важно не останавливаться, а
важно извлекать урок. Почему я попал
сюда? На пути к цели приобретёшь

1

8
1

1

1

1

1

1

1

1

11

бесценный опыт, которым сможешь
поделиться с другими. Рисунок «Я достигну
цели».
Великие сказочники мира.
14

15

16

17

18

19

20

7

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на
ёлке». Переселенцы из деревень в Санкт –
Петербург, оказывались в самых тяжелых
условиях. Многие погибали в подвалах
домов, так и не устроив свою новую жизнь.
История про мальчика, который оказался
один в большом городе в сильный
рождественский мороз. Проблемный диалог.
Что я бы мог сделать для мальчика? Бывают
ли подобные ситуации в современном мире?
Как я могу помочь? Рисунок по сюжету
произведения.
Г.Х. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
О смысле жизни. Обсуждение. Размер
счастья каждой горошины. Выздоровление
девочки. Ключевая мысль «Счастье сделать
кого-то счастливым» Рисунок по сюжету
сказки.
Е.Шварц. «Два брата». Любовь к ближнему.
Актуализация знаний о взаимоотношениях
между братьями и сестрами. Умение не
оттолкнуть, но уделить внимание , проявить
заботу. Чтение по ролям. Выделение
ключевых цитат, оформление их в плакаты,
оформление кабинета.
«Блудный сын». Библейская притча. Роль
отца, который ждет; сына, который
расточил наследство; старшего брата,
наблюдателя. Театрализация «Любящий
отец»

1

Сказки о матерях. «Руки матери», «Мать и
змея» Проблемный диалог. Подвиги
матерей. Примеры из жизни. «Подвиг моей
мамы» - рассказы детей.
«Великодушная дочь». Рассказ о дочке,
которая вступилась за своего отца под
страхом казни. Поступок девочки впечатлил
царя, после этого, казни были отменены.
Поиск ключевых цитат, оформление в
плакаты.
«Кому нужен разбитый сосуд?»
уникальность личности. История о водоносе.
Один кувшин был с трещиной, один
цельный. Водонос использовал это в своих
целях, посеял семена цветов, каждый раз
поливал их, благодаря трещине на кувшине.
Так в жизни человек, думает, что у него
столько изъянов, но именно это делает его
уникальным. Проблемный диалог. Рисунок
«Разбитый сосуд»
Календарные праздники.

1

1

1

1

1

1

14

12

21
22

23

24
25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

День пожилого человека. Проблемный
диалог. Помощь пожилым людям. ДПТ
«Подарок бабушке»
День учителя.
Проблемный диалог. Труд педагога. Учитель
19 века, учитель 21 века – в чем разница?
«Учитель моей мечты!» - рисунок.
День мамы. Легко ли быть мамой?
Проблемный диалог. Обязанности мамы и
папы. Мои обязанности. ДПТ «Наряд для
мамы»
Рождество. «Добрая весть» театрализация.
Разучивание колядок.
Новый год. Учимся ставить цели,
планировать, достигать результата. Проект
«Мой новый год».
День Святого Валентина. Жертвенная
любовь, подвиги людей. Проблемный
диалог – качества жертвенной любви.
«Любовь – больше чем слова» интерактив.
День Защитников Отечества. Виды войск в
Российской армии. Достижения в
изобретении военной техники. Выставка
рисунков - «Наша армия сильна!»
Международный женский день.
Ребро Адама, помощница для мужа.
Обсуждение «Идеал внутренней красоты».
Великая Отечественная Война. Будем
помнить всё... (выставка). Рисунок «Русский
солдат»
Пасха Моисея
История о выводе еврейского народа из
Египетского рабства. Обсуждение. Рисунок
по сюжету рассказа.
Безопасность на дорогах.
Я пешеход. Обязанности, правила перехода
через проезжую часть. Интерактив на
импровизированном пешеходном переходе.
Моя профессия. Что я люблю делать больше
всего на свете... Мои таланты и способности.
Проблемный диалог. Рисунок «Я буду...»
Моя семья. Самый лучший день в семье.
Умение проводить время с семьей. Традиции
и излюбленные места. Обсуждение.
Рисунок по теме.
Ура, каникулы!
Как я буду отдыхать? Компьютер или
прогулки? Польза для меня? Составление
таблицы плюсов и минусов активного
отдыха и пассивного.
Итого:

№

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

34

4 класс
Тематический план
Наименование темы
Всего часов

17

Аудиторные

17

Внеаудиторные
13

1
2
3
4
5

Знакомство с собой.
Страна чудес.
Прощение.
Великие сказки мира.
Календарные праздники.

4
10
1
8
11

2
5
1
3
4

2
5

Итого:

34

15

19

5
7

Календарно тематический план
№

Наименование темы
Знакомство с собой.

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

4

1

Ценная и неповторимая личность. Рассказ
о двух друзьях, которые увлекались
футболом. Но один остался верным и стал
капитаном, другой ушел из команды.
Какими качествами обладает капитан
команды. На что направлены его усилия?
Проблемный диалог. Рисунок «Я
капитан…»

2

Практическая работа - изготовление
альбома ДПТ «Знакомство с собой».
Разделы альбома: автопортрет, дата
рождения, мои друзья, мои увлечения и
т.д.. Представление своих альбомов среди
участников группы

1

3

Чувство собственного достоинства. «Начни
с начала» рассказ о мальчике, попавшем на
ранчо для трудных подростков. По
окончании учебы за проявленные
способности на ранчо была возможность
поступить бесплатно в колледж. Мальчик
мечтал изобрести лекарство от болезни
рак, так как видел, как страдала его мама
перед смертью от этой болезни.
Обсуждение.

1

4

Ты, уникален!
«Ты, особенный!» история о деревянных
человечках, которые боялись мастера.
Жители очень зависели от мнения других
человечков. Если ты угоден – тебе звезду,
не понравился – пятно. Так и вешали друг
другу ярлыки. Пока в городе не появилась
девочка, на которой не было ни одного
ярлычка, они к ней не прилипали, так как
она не зависела от мнения человечков.
Видео просмотр.
Страна чудес.

1

1

10

5

Суд Соломона. История о самом мудром
царе
Соломоне,
как
он
правил.
Обсуждение. Рисунок по сюжету рассказа.

1

6

Могучий Самсон. Хитрость женщины
сломила самого сильного человека своего

1

14

времени Самсона. Рассказ о последнем
подвиге. Театрализация
7

Даниил в львином рве.
Оставшись верным своим убеждениям,
Даниил был приговорен к казни. Ему
предстояло провести ночь в яме с
разъяренными львами. На утро, царь
издавший указ, был удивлен, так как
Даниил был в целости и сохранности.
Обсуждение. Рисунок по теме.

8

Давид и Голиаф.
Молодой пастух Давид, был самый
младший из своих братьев. Братья
служили у царя в армии. Враг Голиаф был
самым высоким исполином того времени,
царские солдаты боялись сразиться с ним.
Но когда, Давид пришел навестить своих
братьев на поле боя, он увидел Голиафа и
сказал, что в два счета справиться с
исполином. Взяв пращу, Давид метнул
камень и поразил Голиафа. Инсценировка
истории.

9

Ноев ковчег. История о Ное, которому
было повеление построить ковчег, для
спасения от потопа. История путешествия.
Проект «Ковчег» - изготовление корабля,
фигурок животных, Ноя и его семьи.
Рисунок по сюжету рассказа.

1

1

1

10 Иона в чреве кита.
История о Ионе, который не послушался
повеления пойти в Ниневию, а пошел в
обратном направлении. Купив билет на
корабль, отправился в путешествие.
Оказавшись за бортом, был проглочен
огромной рыбой. И доставлен ею на берег
той самой Ниневии. Обсуждение, рисунок
по сюжету рассказа.

1

11 Чудеса Елисея. Переняв от своего учителя
дары, Елисей становится одним из
могущественных пророков своего времени.
Он знал замыслы врагов, поэтому никто не
мог победить Израиль. Однажды у рабочих
в лесу утонул топор, Елисей сказал бросить
щепку в реку, где это произошло, и топор
всплыл. Обсуждение, рисунок по сюжету
рассказа.

1

12 Сны Иосифа.
Иосиф был не простым ребенком, ему
снились сны, в котором он видел, как его
старшие брать и отец с матерью кланяются.
Когда Иосиф рассказывал о своих снах,
братья очень злились. Однажды находясь
далеко от дома, братья продали Иосифа
людям из Египта. Преодолев много

1

15

трудностей, Иосиф стал управителем
Египта, и, впоследствии, спас свой народ от
голода. Как было во сне, ему поклонились
братья и отец. Обсуждение истории,
рисунок по теме.
13 Сотворение мира.
Семь дней творения. Земля, свет и тьма,
растения и все живое. Человек. ДПТ –
изготовление календаря сотворения.

1

14 Вавилонская башня
История о смешении языков.
Интерактивная экскурсия «Вавилонская
башня» в мировой художественной
культуре.

1

Прощение

1

15 Л.Н. Толстой «Три вопроса»
Проблемный диалог. Царь хотел узнать
ответы на свои вопросы: кто самый важный
человек, какое самое важное время, какое
дело самое важное? Ответ нашел у
отшельника. Время – сейчас, дело –
проявить милость, человек – оказавшийся
рядом. Проблемный диалог.
Великие сказки мира.

1

8

16 «Турчанка». Девочка спасла отца от
смерти, после боя она не отпустила его, но
прижалась, благодаря этому он не замерз,
попал в русский госпиталь, выжил.
Проблемный диалог. Рисунок по сюжету

1

17 Г.Х. Андерсен. Сказка «Свинья копилка».
Ханжество, рождает лицеприятие. Жизнь
копилки зависит от того, как скоро она
наполнится. Проблемный диалог.

1

18 «Внучка»
Уважение родителями бабушек и дедушек
научит детей, впоследствии уважать их
самих. Благодарность родителям.
Проблемный диалог. Составление плакатов
из цитат рассказа

1

19 «Настя, дочь кондуктора»
Дочь вступилась за отца перед его
начальником. В этом проявила храбрость и
спасла отца от увольнения. Составление
плакатов из цитат рассказа

1

20 А.С. Экзюпери. «Маленький принц».
Ценности Маленького принца, отношение к
миру. Поиск ключевых цитат, оформление
в мотивирующие плакаты.

1

21 Г.Х. Андерсен. «Лен». Долгая жизнь
обычного растения. Прожить жизнь так,
чтобы принести пользу. Обсуждение.

1

16

22 Г.Х. Андерсен.
«Улитка и розовый куст». Отношение к
жизни определяет твою судьбу. Когда ты
состаришься, о чем ты будешь вспоминать?
Проблемный диалог. Рисунок по сюжету.
Составление плакатов из цитат рассказа

1

23 О. Уальд
Сказка — повесть «Мальчик — Звезда»
Почтение и милость, цена исправлений
ошибок, счастливая жизнь. Обсуждение,
рисунок по сюжету.

1

Календарные праздники
24

День пожилого человека.
Дерево поколений, проект - Родовое
дерево.

25 День учителя. Если б я был учителем...
ролевая игра, словесный портрет «Мой
любимый учитель»

11
1

1

26 Мамин день.
Когда мы станем взрослыми, будем
родителями, как будем воспитывать своих
детей. Проблемный диалог. «Подарок для
мамы» ДПТ
27 Рождество.
Таинство рождественской ночи. Просмотр
мультфильма «Алебастровый ангел».

1

1

28 Новый год.
Семейное торжество. Традиции вашего
дома. Обсуждение. Изготовление гирлянды
(ДПТ). Рисунок по теме
29 День Защитников Отечества.
Любовь к Родине. Зачем нужна армия? Что
дает армия? Проблемный диалог.
Интерактив «Родина моя»

1

1

30 Международный женский день.
Роль женщины в жизни общества
проблемный диалог. Рисунок «Женская
профессия». Выставка

1

31 Пасха.
Русские традиции праздновать Светлую
Пасху. «Пасхальное яйцо» - рисунок.
Выставка

1

32 Великая Отечественная Война.
Будем помнить… Дети во время ВОВ.
Проблемный диалог. Изготовление плаката
«Дети за мир!»

1

33 Безопасность на дорогах. Велосипед и
дорога, актуализация знаний ПДД.
Обучающая игра на импровизированном
перекрёстке.

1

34 Моя семья.

1

17

Как сделать семью крепкой? Что дети
ожидают от своих родителей? Что может
ребенок сам привнести в свой дом, чтобы
детство стало счастливым. Проект –
«Счастливый дом».
Итого:

34

15

19

Оценка результатов реализации программы
Подведение итогов по результатам освоения Программы ВУД «Уроки добра»
организуется через диагностику духовно-нравственных качеств личности учащихся
(Методика Маляковой Н.С.), участие в творческих конкурсах духовно-нравственной
направленности. В течение года организуются тематические выставки работ учащихся.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики личностных
достижений учащегося служит портфолио достижений. В портфолио достижений
учащегося в результате реализации Программы ВУД «Уроки добра» войдут: сочиненные
стихи о родном городе; авторская песня на любимую тему, по выбору детей; тетрадь с
рисунками учащихся, творческий проект.

Дресвянникова
Татьяна
Георгиевна

Подписано цифровой
подписью: Дресвянникова
Татьяна Георгиевна
Дата: 2023.10.19 08:43:55 +05'00'

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».