Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Качканарского городского округа (МОУ СОШ№3) СОГЛАСОВАН Управляющим советом Протокол от 30.августа 2023г № 1 Председатель УС _______Е.А. Бартоломей ПРИНЯТ Педагогическим советом Протокол от 31 августа 2023г № 1 УТВЕРЖДЕН И.О. директора МОУ СОШ №3 ________Т.Г. Дресвянникова Приказ от 30.августа 2023г № 275 Юный журналист Программа внеурочной деятельности детей 12 – 16 лет Срок реализации - 1 год Составитель: Волкова Наталья Александровна учитель I квалификационная категория Качканар 2023г. Пояснительная записка Современный этап становления информационного общества вносит свои коррективы и в развитие журналистики. Для журнализма информационной эры по сравнению с предыдущими этапами стала характерна универсальность, оперативность и интерактивность, разнообразие жанров и стилей. В последние десятилетия роль средств массовой коммуникации в обществе резко возросла, а количество изданий и телеканалов, способных удовлетворять самые разные потребности читательской аудитории, заметно увеличилось. Популярность детской и юношеской прессы подтверждает тот факт, что каждая вторая российская школа выпускает собственную газету. Программа ВУД «Юный журналист» приобщает младших подростков к интеллектуальному и духовному потенциалу общества. Принимая участие в школьной прессе, они получают стартовую площадку в мир журналистики, что может стать для кого-то из них ориентиром в выборе профессии. И пусть далеко не все из юных корреспондентов станут в будущем профессиональными журналистами, участие в работе школьных СМИ является мощным инструментом формирования их характера, мировоззрения, становления личности. Участие в выпуске школьной газеты имеет важный воспитательный эффект для учащихся. Занимаясь сбором информации и подготовкой публикации, юный журналист одновременно знакомится с правилами поведения, принятыми в коллективе, обществе, профессиональной среде работников СМИ. Программа «Юный журналист» социально-педагогической направленности. По функциональному назначению предпрофильная. По форме организации групповая. По времени реализации годичная. Целью данной программы является формирование медиакультуры учащихся, что предполагает: формирование коммуникативной компетентности; освоение комплекса умений и навыков работы с информацией, общей информационной культуры; формирование мировоззрения, активной жизненной позиции и толерантности; реализация творческого потенциала через создание печатных работ. Программа адресована учащимся в возрасте 11-16 лет. Рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью в 1 час (34 часа в год). Программа разработана с учетом требований ФГОС к организации внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении. В программе учтены возрастные особенности учащиеся 11-16 лет. Развитие личности в подростковом возрасте характеризуется двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, происходит активное развитие креативного мышления, восприятия, памяти и воображения, наблюдается повышение самоконтроля, стремление к самонаблюдению и самосозерцанию, продолжает формироваться мировоззрение, перестраиваются отношения со сверстниками и взрослыми. С другой стороны, этот возраст характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью, частой сменой настроения, неуравновешенностью и недисциплинированностью. В силу своих возрастных особенностей младшие подростки еще не могут воспринимать тот теоретический материал, который предлагают учебники журналистики, но могут самостоятельно выполнять доступные творческие задания. Поэтому программа отдает предпочтение практической деятельности учащихся, а теория дается в небольшом объеме. Выпуск газеты – командная работа, это создает замечательные условия для осуществления ведущей деятельности этого возраста – личностного общения в процессе социально-полезной деятельности и обучения. Программа предоставляет возможность ученикам овладеть умениями правильно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствует развитию интереса к 2 литературному творчеству. Новизна данной Программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства в издательстве школьной газеты, публикациях в городских печатных изданиях, включая детей в систему средств массовой коммуникации школы, города, общества. Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал чтото новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах. С этой целью предусматриваются индивидуальные консультации. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры, творческие задания, практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе). Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в творческих конкурсах, публикации в школьной газете. Поэтому основная форма контроля результатов обучения по Программе — публикации учащихся в школьной газете «Школьный вестник», городской молодежной газете «Свежий ветер», других СМИ. Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды деятельности и формы работы: Вид Приобретение Формирование Получение опыта деятельности/Уровень социальных знаний ценностного самостоятельного результатов отношения к общественного социальной действия реальности Познавательная Проблемно-ценностное общение Художественное и социальное творчество Познавательные беседы, лекции, проблемный диалог, просмотр видеороликов Обсуждение газетных публикаций. Ролевая игра «Редакция газеты». Поиск интересной информации в среде учащихся. Публикации в СМИ разного уровня Участие в творческих конкурсах юных журналистов Сбор интервью, работа корреспондента Планируемые результаты реализации программы Предметные результаты Учащиеся будут знать: - особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях; - виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование); - структуру текста (заголовок, смысловые части); - основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж; - принципы оформления газеты. Учащиеся научатся: 3 - анализировать источники информации; - собирать информацию из разных источников и работать с ней; - использовать навыки работы за компьютером и возможности ИКТ для решения внеучебных задач; - набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию; - составлять вопросы для беседы, опроса; - подготовить и провести интервью; - создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения; - написать газетную заметку; - составлять фоторепортаж. - выявлять интересные события и явления в повседневной жизни; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Личностные Ценностно - эмоциональный компонент: гражданский патриотизм, любви к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; Когнитивный компонент: рефлексивность как адекватное осознанное представление о своих качествах; осознание потребности в самосовершенствования. Регулятивный компонент: самоэффективность как представление о своих возможностях и ресурсном потенциале; готовность прилагать волевые усилия для достижения целей. Смыслообразование. Мотивация учебной деятельности стремление к самоизменению и самосовершенствованию – приобретению новых знаний и умений, компетенций; мотивация достижения; Просоциальное и моральное поведение проявление альтруизма, готовности к помощи тем, кто в этом нуждается Развитие моральных чувств развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам другим, 4 выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия; развитие моральных чувств – чувства совести, ответственности, стыда и вины как регуляторов морального поведения учащихся Развитие моральной самооценки Формирование адекватной системы представлений о своих моральных качествах, моральных ценностях и идеалах Метапредметные результаты принятие познавательной задачи и ее сохранение, регуляция учащимся учебных действий на основе принятой познавательной задачи; умение устанавливать целевые приоритеты; владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; умение планировать пути достижения целей; умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; умение выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; владение основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. Познавательные метапредметные действия владение основами реализации учебной проектно-исследовательской деятельности; умение ставить проблему, аргументировать ее актуальность; Логические действия умение устанавливать причинно-следственные связи; умение работать с метафорами- понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов; умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; умение делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Коммуникативные действия умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Сотрудничество, совместная деятельность, кооперация умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить 5 продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение планировать общую цель и пути ее достижения; умение оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности. Тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема Вводное занятие. Методы сбора и обработки информации Мастерство журналиста: работа со словом Мастерство журналиста: работа с иллюстрациями Современные издательские технологии. Газетные жанры Дизайн газеты Составные элементы газетной полосы. Право и этика в журналистике Верстка газеты Итоговое занятие Всего часов 3 3 5 4 3 3 3 3 3 2 2 34 Аудитор ных 1 1 3 2 1 1 1 1 1 1 1 14 Внеауди торных 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 20 Календарно тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема Вводное занятие. Выпуск газеты – работа командная Знакомство. Упражнения на командообразование. Определение предпочтений и распределение поручений в редакции школьной газеты. Обязанности каждого члена редакции. Разработка перспективного плана работы редакции на основе Циклограммы школьных мероприятий. Сбор информации для статей и заметок в школьную газету. Дизайн и верстка страниц газеты. Работа с принтером Методы сбора и обработки информации Источники информации: интернет, периодические издания, люди. Проблемный диалог. Понятие «информационный повод». Коллективное обсуждение материалов с целью формирования навыка отличать события, представляющие интерес для читателей, от событий, интересных лишь только автору. Сбор информации для статей и заметок в школьную газету. Дизайн и верстка страниц газеты. Работа с принтером Мастерство журналиста: работа со словом Написание текста. Правило шести вопросов. Правило пирамиды. Магическая сила заголовка. Правила набора и оформления текста на компьютере. Анализ готовых текстов. Анализ заголовков. Составление текста. Составление заголовков. Работа в текстовом редакторе. Сбор информации для статей и заметок в школьную газету. Всего часов 3 Аудиторн ых Внеаудито рных 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 6 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Дизайн и верстка страниц газеты. Работа с принтером Мастерство журналиста: работа с иллюстрациями Значение иллюстраций в газетной печати. Подбор и размещение иллюстраций. Фотосъемка. Подготовка фотографий к печати. Подготовка фотографий к публикации в интернет. Сбор информации для статей и заметок в школьную газету. Дизайн и верстка страниц газеты. Работа с принтером Современные издательские технологии. История появления настольно-издательских систем. Формат газетных страниц. Газетные колонки. Шрифты. Основные этапы выпуска газетного номера. Просмотр видеоролика Сбор информации для статей и заметок в школьную газету. Дизайн и верстка страниц газеты. Работа с принтером Газетные жанры Жанры публицистического стиля речи. Заметка. Виды заметок. Интервью. Виды интервью. Зарисовка. Виды зарисовок. Анализ и составление сообщений разного жанра. Дизайн газеты Основные принципы. Из истории оформления русских газет. Принципы дизайна: ритм, пропорциональность, выделение, контраст, равновесие. Разбор типичных ошибок. Примеры удачных решений. Сбор информации для статей и заметок в школьную газету. Дизайн и верстка страниц газеты. Работа с принтером Составные элементы газетной полосы. Компоновка и оформление текстов. Заголовки. Иллюстраций. Вспомогательные и служебные элементы. Украшения, клипарты. Компоновка полос. Основные приемы размещения материалов в газете. Разбор типичных ошибок. Примеры удачных решений. Сбор информации для статей и заметок в школьную газету. Дизайн и верстка страниц газеты. Работа с принтером Верстка газеты. Знакомство с программой для создания презентаций. Особенности работы с цветом в полиграфии. Вставка фотографий и надписей. Изменение ориентации страницы. Выбор цветовой схемы. Право и этика в журналистике Сила слова. Ответственность. Юридические нормы, определяющие права и обязанности работников СМИ. Кодекс профессиональной этики журналиста. Практическая часть: Разработка кодекса редакции газеты «Школьный вестник». Сбор информации для статей и заметок в школьную газету. Дизайн и верстка страниц газеты. Работа с принтером Итоговое занятие. Подведение итогов работы редакции за год. Презентация портфолио. Награждение лучших юных журналистов по итогам года. Дизайн и верстка страниц газеты. Работа с принтером 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 7 Итого 34 14 20 Оценка результатов реализации программы Основная форма контроля результатов обучения по Программе — публикации учащихся в школьной газете «Школьный вестник», городской молодежной газете «Свежий ветер», других СМИ. При подведении итогов реализации Программы так же учитываются результаты участия юных журналистов в творческих конкурсах. По итогам года оформляется сборник газет, выпущенных объединением. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики личностных достижений учащегося служит портфель достижений. В Портфель достижений учащегося в результате реализации Программы ВУД «Юный журналист» войдут: заметки разного жанра, подготовленные учащимися в течение учебного года, работы представленные на творческие конкурсы, грамоты и/или сертификаты по итогам этих конкурсов, вырезки из газет. Дресвянникова Татьяна Георгиевна Подписано цифровой подписью: Дресвянникова Татьяна Георгиевна Дата: 2023.10.19 08:42:51 +05'00' 8