Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по воспитательной работе по итогам 2019– 2020 учебного года г. Качканар 2020 Направления воспитательной работы в 2019-2020 учебном году Согласно Программе воспитания, являющейся обязательным разделом основной образовательной программы школы на каждом уровне образования, воспитательная работа в МОУ СОШ №3 организуется по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое воспитание и ЗОЖ, экологическое, эстетическое, социокультурное и медиакультурное, приобщение к культурному наследию и популяризация научных знаний, правовое воспитание и культура безопасности, воспитание семейных ценностей, финансовой грамотности, формирование коммуникативной культуры, антикоррупционного мировоззрения, трудовое воспитание и профессиональная ориентация, социализация учащихся. Приоритетными при этом педагогический коллектив школы считает гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Механизмом реализации всех направлений являются: 1. План воспитательной работы школы, которые включает тематические разделы: 1.1. План работы по профилактике ДДТТ (совместный с ОГИБДД ММО МВД России) 1.2. Комплексный межведомственный план по профилактике детского травматизма при пожарах, согласованный с ФПС ГПС ГУ МЧС России 1.3. План мероприятий по профилактике правонарушений и других рисков, возникающих в процессе взаимодействия учащихся с окружающей средой на учебный год (совместный с МО МВД РФ «Качканарский») 1.4. План мероприятий по профилактике экстремизма и противодействию идеологии терроризма в молодежной среде, предупреждению террористических актов 1.5. План работы по профилактике суицидального поведения учащихся 1.6. План работы по профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде, 1.7. План работы по профилактике вовлечения детей и молодежи в употребление ПАВ, формирования зависимостей 1.8. План мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей 1.9. План мероприятий по организации правового просвещения учащихся 1.10. План мероприятий по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся 1.11. План мероприятий по профилактике семейного неблагополучия 1.12. План работы по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся школы 1.13. План мероприятий, посвященных Году Памяти и славы 2. Планы воспитательной работы классных руководителей 3. План работы социального педагога 4. План работы педагога-психолога 5. План деятельности ДОО «Соболята» 6. План деятельности МОО «АУМ» 7. План работы отряда ЮИД «Светофор» 8. План работы школьного музея В связи с переходом на дистанционное обучение в апреле-мае месяце 2020 года мероприятия, запланированные на данный период реализованы не в полном объеме. Тем не менее удалось заменить запланированные мероприятия другими в он-лайн формате. Особенное внимание было уделено мероприятиям, посвященным 75-летию Победы. № 1 Мероприятие Акция «Окна Победы» Уровень Всероссийская Городская Школьная 2 Акция «Бессмертный полк» Всероссийская Городская Школьная 3 Флеш-моб Городской Школьный Ссылка Смотреть по хештегам #Окна_Победы #ДеньПобедыШкола3 и в группе https://vk.com/3public15491355 Смотреть по хештегам #БессмертныйполкКачканар #ДеньПобедыШкола3 и в группе https://vk.com/3public15491355 Смотреть по хештегам #ДеньПобедыШкола3 #СтихиПобеды75kch Описание Украшение окон юбилейной символикой Размещение фото своих родственников, внесших вклад в Победу на фронте и в тылу Видеозапись Чтецы читают стихи о войне и Победе 4 «Строки, опаленные войной» Флеш-моб «Рисуем вместе» и в группе https://vk.com/3public15491355 Школьный Смотреть по хештегам #ДеньПобедыШкола3 #Победа75 и в группах https://vk.com/3public15491355 https://vk.com/club139701512 Смотреть по хештегам #ДеньПобедыШкола3 #КачканарПомнит и в группе https://vk.com/3public15491355 5 Флеш-моб «Я помню! Я горжусь!» Школьный 6 Акция «Письмо деду» Областной Письма направляются организаторам акции 7 Акция «Письмо ветерану» Городской Письма переданы организаторам акции 8 Конкурс «Гордость России» Всероссийский По итогам конкурса 1 победитель – учащийся, 1 победитель - педагог 9 Конкурс "Умные и талантливые» Номинация «Мои родные в Великой Отечественной войне» Конкурс «Мой успех» Номинация «Там на войне» Акция «Летопись сердец» Акция РДШ «Наследники Победы» Олимпиада «75 летию Великой Победы посвящается» 10 11 12 13 Международный По итогам конкурса 1 место – одна работа 2 место – три работы Фотографии рисунков, посвященных Дню Победы Фотографии с хештегом #ЯпомнюЯгоржусь Видеоролики Другие публикации по теме Письмо родственнику, внесшему вклад в Победу Письма благодарности ветеранам города Презентации о родственниках, внесших вклад в Победу Презентации о родственниках, внесших вклад в Победу Всероссийский По итогам конкурса 1 место – 3 работы Сочинения на тему Великой Отечественной войны Всероссийская Работы направлены организаторам акции Публикации здесь https://vk.com/activistsschool3 Видеозапись. Чтецы читают стихи о войне Песни военного времени Стихи о войне Участвовали 4 человека Организатор Никитина А.И. Всероссийская Областная Областная Так как дети в условиях самоизоляции часто были предоставлены сами себе, большое внимание было уделено профилактике травматизма. Участвовали в обучающем интернет-проекте «Вместе учим ПДД» https://vk.com/pdd66, Конкурсе рисунков «Победе – безопасные дороги», посвященном 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, во флешмобе ВКонтакте, приуроченном 75-летию Великой Победы, Он-лайн тестирование по БДД (2-5 классы), результаты представлены в ГИБДД, провели виртуальную выставку рисунков и поделок по Правилам Дорожного Движения с хештегом #Безопасныеканикулы #ПДДшкола3. Во всех классах проведены классные часы «Безопасное лето», инструктажи. На странице ВКонтакте размещены видеообращения ПДН ОВД и ГИБДД к учащимся и родителям, на школьном сайте – памятки для родителей. Активно использовались для информирования чаты классов в месседжерах и группы в социальных сетях. Проведено 2 общешкольных родительских собрания на канале YouTube «Роль родителей в профилактике ПАВ», «Безопасное лето». Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни: обеспечивающего создание социальной среды развития учащихся; включающего урочную и внеурочную деятельность (общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик); основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества; учитывающего потребности учащихся и их родителей (законных представителей). Деятельность по реализации направлений осуществлялась через такие формы работы как: коллективные творческие дела, традиционные общешкольные мероприятия (День знаний, День учителя, День рождения школы, Посвящение в 1-классники, Посвящение в 5-классники, Новогодняя неделя сюрпризов и Новогоднее представление, День здоровья, День Защитника Отечества, Праздник Последний звонок, Праздник по итогам года Радуга ИНТЕЛ и другие), конкурсы, соревнования, встречи, семинары, беседы, просмотр фильмов, социально-значимые акции, социальные и информационные проекты, экскурсии, выставки. Посещение внеурочных мероприятий показывает, что педагоги школы владеют целым арсеналом форм и способов организации внеурочной деятельности, уверенно используют современные активные формы деятельности, возможности медиа-образования в воспитательной работе. Системность и регулярность воспитательной работы в школе обеспечивается циклом единых тематических 15-минутных бесед, которые проходят во всех классах школы каждый понедельник. В беседах нашли отражение все направления воспитательной работы школы, но особое значение придавалось беседам о здоровье и безопасности детей в различных ситуациях: безопасность на дорогах, здоровый образ жизни, безопасность в Интернет, пожарная безопасность, безопасное поведение в каникулы. Оценивая результаты воспитания и социализации учащихся, согласно основной образовательной программе школы, учитываем не внешнюю «активность» подростка, а его реальную социальную позицию, которая проявляет в деятельности, персональную включенность учащихся в реальную позитивную социальную и социокультурную практику. Результаты участия учащихся в конкурсах и соревнованиях Уровень Всероссийский Название конкурса Интеллект Участники: количество, класс 1-е полугодие учебного года 2 Результат Дорогами добра 5 Муниципальный Мы за мир на планете! (Нет террору!) 2 Муниципальный Конкурс поделок из бросового материала «Классные штучки из мусорной кучки» 5 Лауреат 1 степени Лауреат 2 степени 3 место 3 место 1 место 2 место Участие Муниципальный Наряд для елки 27 Победитель Муниципальный Елочка, живи! Агитационный 1 плакат Конкурс ГДО «Соболята» «Я 6 – САМ» Конкурс МОО «АУМ» 6 «Вектор успеха» 2 полугодие учебного года Областной Муниципальный Муниципальный Участие 2 место Участие Всероссийский Юный предприниматель 21 Всероссийский Конкурс презентаций «Защитники Отечества» Уроки добра 7 Призер 5 Победитель 4 2 место 2 Участие 3 Участие 1 Участие Областной Областной Конкурсе рисунков «Победе – безопасные дороги» Областной Полицейский «Дядя Степа – 2020» Муниципальный этап Социально-педагогический областного проекта проект «Будь здоров Презентация команд Литературный конкурс Конкурс видеороликов «Они победили!» 7 класс 22 человек 3 место 2 место 3 место По итогам конкурса Муниципальный Конкурс «Моя семья» (ГДО «Соболята») Муниципальный этап «Юные знатоки Урала» в областного конкурса рамках форума «Уральский характер» Конкурс «Украсим мир Муниципальный стихами» Номинация «Поэтические произведения, 4 место 1 человек Участие 1 человек 3 место 14 человек Гран-при 3 место посвященные 75-летию Великой Победы» «Ораторское искусство» 1 3 место 3 место Участие 1 отряд Победитель «Художественное чтение» Муниципальный Муниципальный Конкурс гитарной песни «Первая ступень» Лучший волонтерский отряд Муниципальный Аквагрим 4 Участие Муниципальный Исторический альманах «75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Локальные конфликты: Афганская и Чеченские войны. Уральский регион» Конкурс рисунков «Государственная автоинспекция в годы Великой отечественной войны» Проект «Детский форсайт» Проект «Чужих пожаров не бывает» 1 Победитель 2 Участие 10 Участие Муниципальный Муниципальные Воспитательные результаты напрямую зависят от возможности проявить свои нравственные убеждения не на словах, а на деле. Возможность активного социального действия предоставляет учащимся волонтерская деятельность. В работе отряда «Доброволец» в прошедшем году приняли участие 40 человек. В сентябре проведена акция «Доброе сердце», в декабре прошли Дни милосердия. В период благотворительных акций добровольцы приносили канцтовары и вещи для детей-инвалидов Нижнетуринского Детского дома, небольшие подарки и поздравительные открытки, сделанные своими руками, домашние заготовки, одежду, предметы гигиены. Благополучателями стали дети Нижнетуринского детского дома-интерната для детей инвалидов, Качканарского детского дома, ГБУ СОН «ЦСПСиД», жители в ГОУ СОН «Центр Забота», ветераны. Для детей Нижне-Туринского детского дома и Качканарского детского дома в течении года волонтерами проводились познавательно-игровые программы (4 посещения). Волонтерами были организованы в центре «Забота» концерт, костюмированное поздравление с Новым годом; поздравление подшефных ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов педагогического труда с Днём опыта и мудрости, Днём учителя, Новым годом, 8 Марта, 23 февраля, Днём Победы. Учащиеся МОУ СОШ №3 активно участвовали в экологических акциях и субботниках не территории города Качканара. Школьный историко-краеведческий музей играет важную роль в гражданско-патриотическом воспитании школьников. В течение учебного года в деятельности музея приняли участие все классы школы со своими классными руководителями. Школьники активно готовились и принимали участие в муниципальных и областных смотрах и конкурсах музейной и исторической тематики. Традиционно особое внимание в деятельности музея уделялось памятным датам истории России и Урала, сохранению памяти о подвиге Советского народа в годы Великой Отечественной войны. Музейные мероприятия посетили учащиеся школы, выпускники, гости. Значимыми мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию были: Вечер встречи выпускников школы, Мероприятия, посвященные Дням воинской славы, Дню Победы в Великой Отечественной войне. Военно-патриотическому воспитанию школьников способствовало проведение в школе традиционного Месячника военно-патриотического воспитания, играх и соревнованиях военнопатриотической направленности. Центр ветеранов боевых действий и Клуб «Афганец» – давние партнёры школы в деле военнопатриотического воспитания учащихся. Ветераны боевых действий – гости школьных мероприятий патриотической направленности. Они приходят с беседами на уроки мужества и классные часы, участвуют в проведении торжественных линеек, посвящённых памятным датам военной истории России и минутах Памяти. В 2019 – 2020 учебном году команда 7А класса заняла 3 место по итогам серии городских военноспортивных соревнований, посвященных 75-летию Победы, которые организовали ветераны военно-морского флота. Организация внеурочной деятельности в общественных организациях была актуальным направлением воспитательной работы в 2019-2020 учебном году. Работу с Детской общественной организацией «Соболята», дружина «Факел» и Молодежной общественной организацией «Ассоциация учащейся молодежи», школьная организация «Я – САМ» вела педагог-организатор МОУ ДОД «ДДТ» Никитина А.И., курировала зам. директора по ВР Князева О.Ю. Деятельность в первичных коллективах организовывали классные руководители. Согласно Положению об ученическом самоуправлении МОУ СОШ №3 в школе действовали Совет командиров, как орган самоуправления в дружине «Факел» и Совет старшеклассников, как орган самоуправления в организации «Я — САМ». Все органы ученического самоуправления работали в тесном сотрудничестве. Деятельность организации «Я — САМ» МОО «Ассоциация учащейся молодежи» в 2019-2020 учебном году была организована в соответствии с Положением о городской акции «Академия лидерства» по следующим направлениям: организация досуга и отдыха учащихся; вожатская работа (организация работы с «соболятами»); здоровый образ жизни (туризм, спорт, пропаганда здорового образа жизни); работа со СМИ (предоставление материалов в газеты «Школьный вестник», «Свежий ветер», оформление отрядных уголков); социальные проекты (разработка и реализация социальных акций). Активное участие учащиеся школы приняли в городских спортивных оздоровительных мероприятиях: День здоровья, Всероссийский оздоровительные пробеги «Кросс Наций», «Лыжня России», «Качканарская снежинка», Всемирный день снега и зимних видов спорта. Туристические команды защищали честь школы в городской туристической спартакиаде. Прошедший учебный год отмечен успехами в спортивных соревнованиях. Результаты участия в спортивных соревнованиях Название соревнования Количество участников 1 полугодие учебного года Легкоатлетический оздоровительный пробег 155 «Кросс наций» Кросс «Золотая осень» 30 Соревнования по легкой атлетике среди 7 классов. 16 Первенство по волейболу 7 девочек 11 мальчиков Первенство по баскетболу 8 девочек 9 мальчиков Всероссийский фестиваль «Веселые старты» 6 2 полугодие учебного года «Лыжня России» 46 Хоккей на валенках 6 «Качканарская снежинка» 60 Первенство города по гимнастике среди 2-х 25 классов Соревнования по уличному стритболу, 4 юноши посвященное Дню физкультурника 4 девушки Соревнования по стритболу «Оранжевый мяч», посвященные Дню физкультурника 4 девушки 4 юноши Результат Участие Мальчики 2 место 5-6 кл. Мальчики 3 место 7-9 кл. В личном зачете: 4 место 4 место 3 место 1 место команда девочек В личном зачете: 2 место 2 место 3 место 1 место 5 место 6 место 4 место Участие 4 место Участие 3 место 3 классы – 3 место 4 место 1 место 1 место 2 место 1 место Участие Результаты участия в соревнованиях по спортивному туризму Название Участники Результат Количество, классы 1 полугодие учебного года Осенний туристический слёт 20 человек 3 место в личном зачете 6 место в командном зачете Спортивное ориентирование. 13 человек 3 место 6-9 классы Личное первенство по технике 15 чел 2 место лыжного туризма 2 полугодие учебного года Зимний туристический слет 12 человек 4 место 6-9 классы Спортивное ориентирование. 10 человек 3 место Туристическая спартакиада 15 2 место учащихся среди школ города 6-11 классы по итогам 2019-2020 учебного года В Муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №3" уделяется большое внимание работе по безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В 2019-2020 учебном году в деятельности отряда ЮИД приняли участие 78 человек – учащиеся 4-7 классов. Основные направления работы отряда: - Шефская работа (занятия с младшими школьниками) - Пропагандистская работа (акции в городе, агитбригады для учащихся и родителей в школе). - Профилактическая работа (рейды, беседы с нарушителями) - Информационная работа (стенгазета «Поговорим о ПДД», группа «Светофор» ВКонтатке, публикации в группе Добрая Дорога Детства ВКонтатке, в группе Новый Качканар ВКонтакте, в группе Межгосударственный портал ЮИД). - Участие в конкурсах по безопасности дорожного движения разного уровня. Инновационным направлением деятельности отрада является активное продвижение и пропаганда безопасности дорожного движения в социальной сети ВКонтакте, где создана открытая группа отряда (https://vk.com/club78373742). В группе размещаются фотоотчеты с мероприятий, видеоролики по БДД, конкурсы, листовки и другие материалы В условиях распространения деструктивной информации в сети интернет особое внимание уделяется мероприятиям по обеспечению информационной безопасности детей. В процессе реализации данного направления используются следующие формы работы: тематические беседы, дискуссии, классные часы, игры, конкурсы, просмотр видео, презентаций, публикации в СМИ. Ежегодно в МОУ СОШ №3 проводятся мероприятиях в рамках всероссийского Урока безопасности в сети Интернет (октябрь), учащиеся школы принимают участие в Международном квесте по цифровой грамотности среди детей и подростков «Сетевичок». Вопросы информационной безопасности включены в классные родительские собрания. Родителям даны рекомендации по профилактике противоправного поведения среди несовершеннолетних, связанного с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На сайте МОУ СОШ №3 размещены для родителей Брошюра «Вовлечен ли Ваш ребенок в группу смерти?», Брошюра «Безопасность детей в Интернет: самое важное для родителей». Классные руководители осуществляют контроль публикаций учащихся на страницах социальных сетей (в первую очередь учащихся группы риска). Особое звено нашей деятельности – профилактика правонарушений и педагогическая поддержка позитивного развития «трудных» детей, и тех учащихся, которые находятся в сложных жизненных ситуациях. Профилактику правонарушений среди несовершеннолетних педагогический коллектив МОУ СОШ №3 рассматривает не как изолированный комплекс мер, а как неотъемлемую часть воспитательной работы, призванную обеспечить решение общих задач воспитания и социализации. Разработана и реализуется Программа «Мой выбор» (профилактика правонарушений и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних). Ключевая идея программы «Мой выбор» – формирование осознания необходимости личного выбора и ответственности за него. Задача педагогического коллектива – создание необходимых условий для самоактуализации, самоопределения, самосозидания, самореализации учащихся. На всех учащихся, состоящих на различных видах учета, классными руководителями оформлены карточки учета, составлены характеристики, Планы индивидуально-профилактической работы. Особое внимание уделяется работе с семьями и учащимися, состоящими на персонифицированном учете. Все классные руководители ежемесячно предоставляют отчеты о проведенных мероприятиях социальному педагогу. Родители информируются в письменном виде о возможностях организации занятости учащихся во внеурочное время, в каникулярный период. Классные руководители ведут учет занятости всех учащихся класса во внеурочное время, в каникулярный период. Работа по профилактике правонарушений учащихся и включает: меры по правовому просвещению учащихся; меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений; индивидуальная профилактика преступлений; использование восстановительной культуры разрешения конфликтов (медиации) в работе с учащимися. Основными формами индивидуально-профилактической работы являлись следующие: - посещения на дому с целью контроля над условиями семейного воспитания обучающихся, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам; - посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях; - педагогическое консультирование родителей; - индивидуальные беседы с родителями; - вовлечение учащихся в общественно-значимую деятельность, - организация занятости учащихся во внеурочное время. В школе сложилась система традиционных профилактических мероприятий: «Помоги собраться в школу», «Подросток», «Школьник», Акция «СТОП ВИЧ/СПИД», Акция «Сообщи где торгуют смертью», Акция «Жизнь не игра – перезагрузки не будет» и тематических дней: День трезвости, День правовых знаний, День правовой помощи, Международный день телефона доверия, День памяти жертв дорожных аварий, День борьбы со СПИД, Единый день профилактики, в рамках которых проходят встречи учащихся со специалистами (психолог, медицинские работники, инспектор КПДН и ЗП, представители правоохранительных органов, ОВД ПДН, ОВД ГИБДД). Организация тематических дней создает условия для социальной адаптации подростков к нормам и правилам общественной жизни, через усвоение актуальных социально-правовых знаний. В 2019-2020 учебном году в МОУ СОШ №3 организована деятельность Совета профилактики правонарушений. В состав совета профилактики помимо педагогических работников школы включены член родительского комитета и инспектор ОДН. Заседания Совета проводятся 1 раз в четверть, или чаще по мере необходимости ведутся протоколы заседаний. Проведено 6 заседаний Совета профилактики, в ходе которых рассматривались вопросы по оптимизации профилактической работы, велась индивидуальная профилактическая работа с обучающимися и их родителями (законными представителями). Рассмотрено 27 личных дел. Согласно Положению об организации ВШУ несовершеннолетних и семей на ВШУ поставлены несовершеннолетние и семьи, состоящие на учете в ТКДНиЗП, и ОДН ОВД. На каждое заседание приглашались родители (законные представители) учащихся, которые нарушают дисциплину, пропускают занятия без уважительных причин, неуважительно относятся к учителям и одноклассникам. Родители не всегда приходят на заседание совета, поэтому персонально приглашаются для беседы в школу в другое время. В результате проведенных бесед: учащиеся погашают задолженности по предметам в конце четверти, меньше становится пропусков уроков по неуважительной причине. В результате проведенной профилактической работы по итогам 2019-2020 году сняты с учета 19 несовершеннолетних, в том числе 8 из них отчислены в связи с окончанием ООО или СОО. За отчетный период поставлены на учет в ОДН 10 учащихся МОУ СОШ №3. С учащимися проводится работа. Несовершеннолетние и семьи, состоящие на учете (данные на 1 сентября каждого года) Внутришкольный учет 2017 2018 2019 2020 28 – н/с 6 - семьи 26 – н/с 6- семьи 22 – н/с 6 - семьи 11 – н/с 4 семьи Из них ПУ (ТКДН и ЗП) Н/с* Семьи 8 6 ОДН ОВД Только ВШУ 26 2 5 6 22 2 5 6 22 2 4 4 11 0 Несовершеннолетние, состоящие на ПУ в ТКДН и ЗП одновременно состоят на учете одновременно и на учете в ОДН. В общем количестве (на ВШУ) посчитаны один раз. Результативность индивидуально-профилактической работы (данные на 1 сентября каждого года) Состоит на ВШУ (все виды учета) Число безнадзорных несовершеннолетних Число несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления Количество несовершеннолетних, профилактическая работа с которыми не принесла результата. Из них: Совершили правонарушения, находясь на учете Совершили правонарушения после снятия с учета 2017 28 3 0 2018 28 3 0 2019 22 2 0 2020 11 1 0 5 1 2 2 0 1 1 3 1 1 1 В ноябре 2019 года проведено социально-психологическое тестирование по новой единой методике. Данная методика предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста и не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. В тестировании приняли участие 143 учащихся с 7 по 11 класс. Выявлено 31 человек с латентным риском, 1 человек с явным риском. С целью раннего выявления семейного неблагополучия классные руководители и социальный педагог проводят обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. Ежемесячно классные руководители организуют посещение семей и детей, состоящих на персонифицированном учете. Акты посещения предоставляются социальному педагогу и хранятся в личных делах учащихся. Особая категория семей – семьи с опекаемыми детьми. На начало текущего учебного года проведена сверка списков с отделом опеки и попечительства. В течение учебного года с опекунами проводились беседы, велась разъяснительная работа и оказывалась консультативная помощь по вопросам правовой культуры. Осуществлялся контроль и плановые встречи по вопросам воспитания, здоровья, обучения, досуга, материально–бытового содержания подопечных, выполнения опекунами своих обязанностей. Для всех опекаемых созданы условия для воспитания и обучения. Постоянно осуществлялся контроль за посещаемостью и успеваемостью опекаемых. С классными руководителями проводилась работа по вопросам обучения и воспитания опекаемых. На всех опекаемых классными руководителями составлены характеристики. Все опекаемые были заняты дополнительным образованием (кружки, секции). Формирование законопослушного поведения и антикоррупционного мировоззрения несовершеннолетних в МОУ СОШ №3 осуществляется через: - организацию мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской ответственности обучающихся; - включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся (Основы правовой культуры 10-11 класс); - организацию участия школьников в конкурсах, акциях профилактической направленности (акции «Помоги собраться в школу», «Неделя добра», Всероссийская антинаркотическая профилактическая акция «За здоровье и безопасность наших детей», Всероссийская акция по борьбе с ВИЧ-инфекцией «Стоп ВИЧ/СПИД», конкурсы рисунков по БДД, пожарной безопасности); - оформление тематических информационных стендов; - встречи с представителями различных профессий и должностей, носители которых являются хранителями порядка Важность правовых вопросов подчеркивалась и учитывалась при подготовке итоговой аттестации выпускников 9,11 классов. Информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о правах ребенка в школе проводилось: при приеме учащихся в первый класс; на родительских собраниях: общешкольных и классных; на классных часах. В рамках ученического самоуправления учащиеся получили опыт выполнения поручений, связанных с соблюдением порядка: в школе организовано дежурство классов. Обязанность дежурного – контролировать соблюдение правил поведения учащихся на перемене. Такой социальный опыт способствует формированию человека, который гордится тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому даже в случае «подкупа» и угрозы. С целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и развития личности детей в МОУ СОШ №3 разработана программа «Родительское просвещение». Программа предполагает осуществление взаимодействия школы и семьи через следующие формы: родительский лекторий, просветительская работа с родителями через родительские собрания, памятки, размещение информации на стендах, индивидуальные беседы и консультации, выставка литературы, информационное сопровождение, вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность, формирование Портфолио учащихся. В 2019-2020 учебном году проведены: встреча с общешкольным родительским комитетом «Школьная служба медиации» с целью популяризации деятельности службы среди родителей, лектории для родителей учащихся 7-11 классов «Социально-психологическое тестирование учащихся по новой единой методике», мастер-класс для родителей, испытывающих сложности при работе в Интернет «Как и зачем проверять страницы детей в социальных сетях. Сервис Гердабот для проверки аккаунтов». Поведено 2 общешкольных родительских собрания на канале YouTube «Роль родителей в профилактике ПАВ», «Безопасное лето». На школьном сайте создан раздел «Информация для родителей», в котором размещаются рекомендации родителям по вопросам воспитания, безопасности и здоровья детей; оформлен стенд для родителей «Секреты успешного родительства», где так же размещается информации для родителей по самым актуальным вопросам. Внеурочная деятельность как часть воспитательной системы школы Внеурочная деятельность в МОУ СОШ №3 является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы и организуется на основе Рабочих программ внеурочной деятельности в формах отличных от урочной (в соответствии с Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности внеурочной деятельности от 18.08.2017). Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Особое внимание уделяется достижению личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой учащиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное, оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Курсы и мероприятия внеурочной деятельности учитывают все направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое воспитание и формирование гражданской идентичности, духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей, приобщение детей к культурному наследию, художественное и эстетическое воспитание, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Чередование учебной и внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение, что отражается в расписании. Распределение часов по направлениям деятельности осуществлено с учётом педагогической целесообразности, результатов анкетирования родителей и пожеланий учащихся. Продолжительность учебного года в 1-м классе составляет 33 недели, во 2-8-х классах 34 недели. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана, но не более 10 часов на одного ученика. План внеурочной деятельности по уровням образования представлен здесь http://school3.kgo66.ru/vneuroka_str.html План внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» составлен с учетом потребностей учащихся, социального заказа родителей, программно-методического и кадрового обеспечения, материально-технической базы для создания условий организации внеурочной деятельности. Полный спектр направлений внеурочной деятельности для 1-9 классов реализован через План воспитательной работы и Комплексную программу ВУД классного руководителя, План работы по реализации Программы деятельность детской общественной организации «Соболята». Во внеурочной деятельности по этим программам участвуют 100% учащихся, что позволяет обеспечить реализацию всех направлений внеурочной деятельности даже при минимальной нагрузке – 3ч в неделю. В среднем на одного ученика приходится 3ч внеурочной деятельности неделю. Выводы: Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру внеурочной деятельности учащихся, которая способствовала бы достижению планируемых результатов ООП каждого уровня образования, при этом соответствовала личным интересам и потребностям учащихся. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Одна из эффективных форм внеурочной деятельности – проектная деятельность учащихся. Под руководством учителей-предметников учащиеся разного возраста разрабатывают проекты по вопросам, которые способствуют формированию жизненно-важных навыков, самопознанию, социализации. В 2019-2020 учебном году на школьной научно-практической конференции были представлены проекты. Класс 1б 2а 2а 3б 7а 7а 8а 9а Тема проекта «Шоколад» Я-Левша: хорошо или плохо? Школьные лайфхаки Влияние «вредной еды» на организм человека «Вред и польза хлеба» Моё новое увлечение- кукла тильда 10 Пение как природная терапия Создание интерактивной книги «Судьбою с комбинатом. Династия Савельевых» Виртуальная Книга памяти 8б 8б 8б «Трудовые награды строителя Качканара Михеева А.В.» «Карманные деньги и их место в жизни подростка» «Компьютерные игры и их влияние на учащихся» Руководитель Иванцова Е.А. Иванцова О.В. Иванцова О.В. Мартынова Н.И. Давыдова Н.Б. Жданова О.Н. Селезнева Э.С. Первушина М.И. Дресвянникова Т.Г. Колобкова О.Ю. Дресвянникова Т.Г. Колобкова О.Ю. Шатунова Т.В. Шатунова Т.В. Шатунова Т.В. Дополнительное образование в школе как часть воспитательной системы Дополнительное образование в школе расширяет воспитательную среду образовательного учреждения, предоставляя дополнительные возможности для более полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и совершенствовании, решает при этом следующие задачи: организация содержательного досуга детей, в том числе детей «группы риска»; обеспечение прав учащихся на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; создание условий для успешной социализации, профессиональной ориентации детей и подростков; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; выявление и поддержка талантливых детей. Дополнительное образование в МОУ СОШ №3 включено в модель организации внеурочной деятельности в целях реализации Федерального государственного образовательного стандарта. План дополнительного образования на 2019-2020 учебный год размещен здесь http://school3.kgo66.ru/vneuroka_str.html В 2019-2020 учебном году продолжили работу секции волейбол и баскетбол. Спортивные секции посещают учащиеся 6-10 классов. Занятия предоставляют возможность учащимся научиться интересным и разносторонним спортивным играм, в которых совершенствуется физическое развитие, (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), формируются навыки здорового образа жизни и такие личные качества как общительность, воля, целеустремлённость, умение работать в команде. Спортивные секции посещали учащиеся 6-10 классов, 46 человек. Остальные учащиеся вовлечены в занятия по регулярным курсам внеурочной деятельности в школе, получают услуги дополнительного образования в других учреждениях города. Охват детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам Год Общая численность учащихся МОУ СОШ №3 в возрасте до 18 лет 2017 455 Количество детей обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей указанного возраста Учреждения ДО МОУ СОШ №3 Охват услугами ДО (%) чел. % чел. % 85 (387) 189 41,5 278 61 2018 2019 449 452 189 152 42 33 21 46 5 10 47 (210) 44% (198) Снижение общего количества учащихся, занятых в дополнительном образовании связано может быть с погрешностями учета детей предыдущих лет. В 2019 году с введением сертификатов дополнительного образования учет детей стал более точным. Выводы: Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Количество учащихся, обучающихся по дополнительным образовательным программам в своей школе снизилось, но фактически количество детей, которые с пользой проводят время в школе после уроков не уменьшилось. Теперь они занимаются по программам внеурочной деятельности. Ведь главное, что ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Результаты работы по профессиональной ориентации учащихся Профессиональная ориентация школьников при получении основного общего образования и полного (среднего) общего образования является одной из основных образовательных задач школы и одним из ключевых результатов освоения образовательной программы. Формами индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации учащихся являются: дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы. В течение учебного года учащиеся участвовали в он-лайн уроках на портале ПроеКТОриЯ. Количество учащихся, принявших участие в уроках по датам 1 полугодие 5 сентября 2019 26 сентября 2019 17 октября 2019 26 ноября 2019 гоа 19 декабря 2019 12 60 21 24 20 Количество учащихся, принявших участие в уроках по датам 2 полугодие 30 января 2020 25 13 февраля 2020 39 27 февраля 2020 40 5 марта 2020 40 19 марта 2020 10 9 апреля 2020 90 23 апреля 2020 9 По инициативе старшеклассников разработан социальный проект по созданию кабинета профориентации в школе. Проект «YOU GO!» выиграл грант на конкурсе «ЕВРАЗ – город друзей, город идей» на сумму 60 тыс. рублей. Грантовые средства будут направлены на приобретение оборудования для кабинета профориентации. Приобретение современного оборудования для проведения работы по профессиональной ориентации – инвестиция, которая будет давать результаты в течение нескольких лет. Кабинет профориентации станет местом проведения занятий и мероприятий для учащихся и педагогов: диагностика, консультирование, просмотр видеофильмов, он-лайн уроков на портале «ПроеКТОриЯ», подготовка и защита проектов, встречи с представителями Центра занятости, предприятий города, профессиональных образовательных учреждений, других мероприятий с привлечением родителей и других заинтересованных лиц. В первые в 2019-2020 учебном году учащиеся 10 класса, начавшие обучение по ФГОС на уроне среднего общего образования проходили социальные практики. Основными задачами социальной практики были: создание условий для интенсивного освоения учащимися социального пространства; оказание профориентационной поддержки старшеклассников в выборе сферы будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; распространение идей непрерывного образования, содействие решению проблем местного сообщества. Все учащиеся успешно прошли профессиональные пробы и получили зачет по выбранному направлению. Одним из ключевых показателей результативности данной работы является информация об устройстве выпускников. Данные об устройстве выпускников позволяют сделать вывод, что получение образования в школе создаёт основу для последующего образования и самообразования, позволяет осознанно выбрать профессию или поступить в учреждение профессионального образования. Количество выпускников 11 класса, поступивших в ВУЗы в 2020 году составляет 33% от общего числа выпускников. Снижение доли учащихся, поступивших в ВУЗы в последние годы (2019 – 26%, 2018 – 68%) объясняется несколькими причинами: снижение престижности высшего образования вцелом, социальный статус семей выпускников (не все финансового могут обеспечить высшее образование своим детям, даже на бюджетном обучении), а так же 2020 году тем, что в условиях пандемии коронавируса прием документов шел в он-лайн формате, не все учащиеся и родители смогли сориентироваться своевременно. Результаты мониторинга эффективности воспитательной работы Одним из критериев эффективности воспитательной работы является формирование ценностных установок учащихся. С целью оценки результатов воспитательной работы в отчетный период проведена диагностика по методике «Ценностные ориентации» (М.Рокича). В анкетировании приняли участие 60 учащихся выпускных классов (9а, 9б и 11 класс). Выявлено, что первые пять мест в рейтинге ценностей выпускников МОУ СОШ №3 занимают на здоровье, жизненная мудрость, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших друзей. Жизненные ценности выпускников МОУ СОШ №3 В отчетный период проведено анкетирование учащихся и родителей (законных представителей) с целью оценки удовлетворенности качеством образовательной деятельности МОУ СОШ №3. Приняли участие 130 учащихся, 157 родителей (законных представителей) учащихся. Результаты анализа анкет учащихся показали, что 76% учащихся чувствуют себя в школе в безопасности 80% могут выбрать внеурочную деятельность по своим интересам, 60% нравятся внеурочные мероприятия, которые проводятся школе, 70% могут участвовать в школьном самоуправлении, 60% считают, что в школе создан комфортный психологический климат, 7 79% готовы рекомендовать школу своим родственникам и знакомым. Анализ результатов анкетирования родителей (законных представители) учащихся показал, что 65% считают, что в школе обеспечена безопасность учащихся, 74% довольны организацией внеурочной деятельности учащихся, 80% - организацией внеурочных мероприятий, 67% оценивают уровень ученического самоуправления как достаточный, 73% комфортный психологический климат в школе, 43% считают, что деятельность классных руководителей на высоком уровне, 51% - на достаточном, 87% - подтверждают, что могут принимать участие в управлении школой, 90% готовы рекомендовать школу своим родственникам и знакомым. Вывод по результатам воспитательной работы за 2019-2020 учебный год можно сделать следующий: задачи, поставленные школой по воспитательной работе на 2019-2020 учебный год, в целом выполнены. Особое внимание при постановке задач на 2020-2021 учебный год необходимо уделить созданию условий для активной, содержательной, системной деятельности учащихся, в том числе с использованием дистанционных технологий (как освоенных в период дистанционного обучения, так и новых).