14.10.2022
Передвижение в условиях недостаточной видимости
Согласно
Правилам дорожного движения Российской Федерации "Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в
условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Водитель
перед тем, как отправиться в дорогу предварительно должен оценить ряд важных
составляющих: свое психологическое состояние, техническое состояние
транспортного средства, погодные и климатические условия на пути движения,
детально спланировать свой маршрут, ознакомившись с критичными местами,
предусмотреть запас времени на случай непредвиденных ситуаций в пути.
Одной
из самых значительных составляющих на дороге, оказывающих существенное влияние
на уровень безопасности дорожного движения, являются погодно-климатические
условия.
Можно
выделить ряд характерных условий, требующих от водителя повышенного внимания и
концентрации при управлении транспортных средством, на которые стоит обратить
особое внимание – это управление в сумерках, в условиях тумана, во время дождя
и снегопада.
Сумерки
Расстояние
видимости на дороге играет важную роль, так как более девяноста процентов
информации о дорожной ситуации водитель получает при помощи органов зрения.
Человеческий глаз устроен так, что ему необходимо привыкнуть к темноте.
Вдобавок стоит отметить, что ночное зрение у ряда водителей, значительно хуже
дневного.
Также
не стоит забывать про такое понятие, как «куриная слепота» – это нарушение световосприятия, а именно неспособность
глаза адаптироваться к изменению освещенности. К сожалению, многие водители
халатно относятся к поставленным окулистом диагнозам, нередко запуская болезни
глаз или управляя транспортным средством без прописанных очков (линз), что нередко
приводит к трагическим последствиям.
В
сумерках, при плохом освещении, водитель не может воспринимать дорожную
ситуацию также как днем, к тому же глаза не успев адаптироваться, плохо
различают цвета. Расстояние до встречного объекта оценивается в большую от
реальности сторону. Все это нужно иметь в виду.
Хуже
всего передвигаться в полутьме, когда только начинает светать или темнеть.
В это время с трудом можно различать дорожную обстановку, препятствия,
границы дороги, если на проезжей части отсутствует дорожная разметка со
стекломикрошариками.
Нередко
в сумерках с водителями злую шутку могут сыграть тени от деревьев,
различных объектов транспортной инфраструктуры. В этой ситуации может помочь
дальний свет.
Дополнительно
стоит отметить, что время реакции в условиях пониженной видимости на неожиданно
возникшее препятствие в среднем увеличивается на 0,6 – 0,7 с. Это связано с
необходимостью его распознавания.
Действенными
решениями в это время может быть остановка на кемпинге, площадке отдыха, кафе,
территории АЗС, а также правильный выбор скорости движения.
Туман
Туман
– это мельчайшие капли воды, которые конденсируются в холодном воздухе
из водяного пара. Туман накладывает существенные ограничения: уменьшает
зону видимости, затрудняет распознавание препятствий и предметов, искажает
восприятие дистанции до впереди идущего и встречного транспортного средства и,
как следствие, практически исключает возможность прогнозирования дорожной
ситуации водителем. У ряда водителей туман способствует обману зрения, потере
ориентации.
Управление
транспортным средством в условиях тумана требует от водителей еще большего
опыта, чем управление в дождь. Достаточно долгое движение в тумане вызывает у
него сильное нервное напряжение, что в итоге может привести к неверным решениям
на дороге и трагическим ппоследствиям.
Иногда
туман бывает настолько сильным и создает такую большую опасность, что
целесообразно прервать поездку.
При
авариях в тумане, как правило, участвует большое количество транспортных
средств, что приводит к большому количеству пострадавших.
При движении в тумане следует помнить
несколько основных правил:
–
открыть окна и прислушиваться к шуму других транспортных средств;
–
периодически использовать звуковой сигнал для обозначения своего места, особенно
на загородных дорогах;
– выбрать
правильную скорость движения, которая не должна превышать половины расстояния
видимости в метрах;
–
быть готовым к экстренной остановке в пределах текущей видимости дороги;
–
следует использовать ближний свет фар, передние и задние противотуманные фары;
–
до въезда в туман лучше заранее включить систему отопления на повышенные
обороты, а также электрообогрев стекол и зеркал;
–
периодически осуществлять контроль скорости по спидометру;
–
для улучшения видимости в тумане наклониться над рулевым колесом
и приблизить глаза к переднему стеклу. Такое положение весьма
утомительно, но периодически им надо пользоваться;
– определить
при движении для себя характерные ориентиры, обозначающие край проезжей части.
При движении в тумане или приближении
к нему не следует:
–
надеяться проскочить полосу тумана, не снижая скорость;
–
начинать обгон, особенно на двухполосных дорогах со встречным движением;
–
игнорировать использование специальной светотехники (не включать
противотуманные фары);
–
использовать задние фонари переднего автомобиля в качестве ориентира;
–
использовать обочину дороги для остановки и стоянки.
Дождь
Основную
опасность представляет только что начавшийся дождь, который делает покрытие
очень скользким в виду наличия на нем микрочастиц пыли, грязи, продуктов износа
резины, частиц сажи и масла из выхлопной системы. При начале дождя необходимо
обязательно снизить скорость, избегать обгонов, резкого маневрирования и
торможения.
Также опасны асфальтобетонные дороги, покрытые грязью или
мокрыми опавшими листьями. Сцепление шин с дорогой на таких участках
существенно уменьшается.
Коэффициент
сцепления на мокрых дорогах уменьшается в 1,5–2 раза, что
ухудшает устойчивость автомобиля, а главное — резко увеличивается
тормозной путь.
Особое
внимание при движении в дождь стоит уделить правильному выбору скорости с целью
избегания образования между колесом автомобиля и дорогой водяного клина
(эффекта аквапланирования). Признаком его появления является появление лёгкости
управления рулевым колесом. Бороться с этим явлением можно лишь плавным
снижением скорости, в том числе при помощи торможения двигателем. При этом надо
стараться минимально использовать рабочие тормоза, так как вода уже снизила
их эффективность.
Также
при отправлении в дорогу не стоит забывать и об исправности стеклоочистителя и
наличии омывающей жидкости. Это позволит Вам в случае необходимости оперативно
очистить залитое лобовое стекло, тем самым обеспечив себе приемлемый контроль
дорожной ситуации.
Дождь
также изменяет восприятие водителем дорожной ситуации и отрицательно влияет на
уровень безопасности: появляются блики, разрушения дорожного полотна
скрадываются лужами, существенно ухудшается восприятие дорожной разметки,
сокращается расстояние видимости, ряд предметов и препятствий пропадают из поля
зрения.
Снегопад
Снегопад
накладывает ряд существенных ограничений на передвижение всех участников
дорожного движения: сильно ухудшается видимость для водителя и пешехода, повышается вероятность заноса автомобиля, удлиняется
тормозной путь, частично ограничивается или полностью прекращается движение по
ряду улиц, ухудшается видимость технических средств организации дорожного
движения, таких как знаки, светофоры, затрудняется ориентирование в границах
полосы движения, проезжей части, особенно на загородных дорогах в виду
отсутствия видимости дорожной разметки.
В
утреннее и вечернее время водителю становится труднее распознать пешехода из-за
сугробов, припаркованных и засыпанных транспортных средств, преломления лучей
света, наличия на пешеходе, как правило, темной одежды без световозвращающих
элементов, применения на дорогах реагентов, которые летят из-под колес впереди
идущих транспортных средств прямо в лобовое стекло.
Как
правило, в первые снегопады существенно возрастает число дорожно-транспортных
происшествий, связанных со столкновением транспортных средств, наездом на
пешеходов, съездом с дороги, т.к. водители не меняют свой стиль вождения,
нередко передвигаясь при этом на летней резине.
Водителю при движении в снегопад
необходимо соблюдать ряд простых правил:
–
перед выездом проверить техническую исправность автомобиля, наличие омывающей
жидкости, работу стеклоочистителей, опотительной системы, работоспособность
систем подогрева лобового стекла (при наличии), заднего стекла и зеркал;
–
использовать резину по сезону, желательно шипованную, с достаточной глубиной
протектора;
–
заранее изучить маршрут движения;
– выбирать
оптимальную скорость движения, избегая при этом резких маневров и экстренного
торможения, учитывая ситуацию на дороге (гололед, снежный накат, наличие
реагентов);
– в
случае обильного снегопада, вынуждающего водителя осуществить остановку
транспортного средства, правильно выбирать места остановки/стоянки – площадки
отдыха, кафе, территории АЗС, освещенные участки дорог, стараться избегать
остановки на обочине дороги.
Пешеходы тоже должны учитывать
специфику своего передвижения во время снегопада:
–
желательно использовать яркую одежду со световозвращающими элементами;
–
пересекать проезжую часть по надземным, подземным и регулируемым пешеходным
переходам;
–
передвигаться по тротуарам;
–
ни в коем случае не перебегать проезжую часть, даже на пешеходном переходе;
–
использовать нескользящую обувь с хорошим протектором;
– реально
оценивать дорожную ситуацию – не выходить из-за угла, навала снега,
припаркованного засыпанного транспортного средства;
–
пересекать проезжую часть только убедившись в отсутствии транспортного средства
или убедившись в том, что водители Вас видят и пропускают;
–
учитывать при движении состояние пешеходных путей и проезжей части (гололед,
снежный накат, наличие реагентов).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.10.2022
Дата обновления: 14.10.2022
Дата публикации: 14.10.2022