ЮИД

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Качканарского городского округа
(МОУ СОШ№3)
СОГЛАСОВАН
Управляющим советом
Протокол от 30.августа 2023г № 1
Председатель УС
_______Е.А. Бартоломей

ПРИНЯТ
Педагогическим советом
Протокол от 31 августа 2023г № 1

УТВЕРЖДЕН
И.О. директора МОУ СОШ №3
________Т.Г. Дресвянникова
Приказ от 30.августа 2023г № 275

Юные инспекторы
движения
Программа внеурочной деятельности детей 9 – 14 лет
Срок реализации 1 год

Составитель:
Волкова Наталья Александровна
учитель,
I квалификационная категория

г. Качканар
2023г.

Пояснительная записка
Правила Дорожного Движения – это государственный нормативный акт в области
регулирования дорожно-транспортных отношений. Поэтому знать правила и неукоснительно
их выполнять обязаны все участники дорожного движения, то есть все граждане страны.
Возрастной анализ детского дорожно-транспортного травматизма говорит о том, что
среди пострадавших доля учащихся школ составляет – 65%. Следовательно, необходимо
направить усилия на отработку навыков безопасного дорожного движения детей этой
категории, с учетом психолого-педагогических особенностей каждой возрастной группы.
Для организации работы в данном направлении создана Программа внеурочной
деятельности «Юные инспектора движения».
Программа ВУД «Юные инспектора движения» по содержанию социального
направления.
Цель программы: создание условий для развития личности детей и подростков,
способных ориентироваться и действовать в динамично изменяющейся дорожнотранспортной среде, а так же воспитание социальной ответственности, уверенности и
активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма.
Программа адресована учащимся в возрасте 9-14 лет. Программа рассчитана на
1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).
Программа ВУД «Юные инспектора движения» разработана на основе Программы «В
жизнь по безопасной дороге», занятие, акции /авт.сост. Т.В.Фролова.- Волгоград: Учитель,
2015. При составлении программы использован опыт работы Тошевой Людмилы Ивановны
«Основы безопасности дорожного движения: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011.
В программе учтены возрастные особенности учащихся 9-14.
У подростка
вырабатывается формальное мышление, он может рассуждать, не связывая себя с конкретной
ситуацией; может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылки
независимо от воспринимаемой реальности, и, в то же время, подростковый возраст – период
парадоксов в достижениях и возможных потерях. Практика говорит о наличии у детей
подросткового возраста выраженной склонности к рискованным действиям на дорогах. В
отряде ЮИД у подростков появляется возможность занимать различные социальные места в
новом коллективе, следовательно, у них появляется новый опыт, новые знания о себе.
За последние годы обстановка в дорожном движении в Свердловской области стала
значительно сложнее, напряжённее и опаснее в силу недисциплинированности на улицах как
со стороны пешеходов (переход в неустановленном месте; выход на проезжую часть, не глядя
на дорогу), так и со стороны водителей. Поэтому, большое внимание в процессе обучения с
отрядом ЮИД уделяется различным формам поведения участников движения на дорогах, что
является важнейшим фактором развития общего культурного уровня школьников.
При проведении занятий используется коллективная, групповая, индивидуальная
форма работы. Взаимодействие учителя и учащихся организуется через беседу, дискуссию,
игру, практикум.
Программа обеспечит обучение воспитанников правилам дорожного движения,
овладение навыками безопасного поведения на дороге, в экстремальных ситуациях, изучение
методов и форм пропаганды безопасного дорожного движения. Формирование коллектива
отряда, ознакомление с традициями Отрядов Юных Инспекторов Движения. Участие в
городских мероприятиях и конкурсах данного направления.
Под руководством педагога организуется работа по пропаганде ПДД в школе и
микрорайоне, патруль на дорогах у школы и наиболее опасных участках микрорайона,
индивидуальная работа с учащимися – нарушителями правил дорожного движения,
пропаганда безопасного поведения на дороге через стенную печать, театрализованные
представления, конкурсные формы работы.
Так же общественно полезная деятельность в микрорайоне направленная на
предупреждение ДТП с детьми, ведется совместно с работниками ГИБДД. Ребята выходят на
патрулирование, следят за выполнением правил дорожного движения учащимися школы и
дошкольниками близлежащих детских садов.
2

Занятие включает в себя две части аудиторную и внеаудиторную.
Освоение
материала в основном проходит в процессе обсуждения заданной темы. Большую часть
времени занимает практическая часть.
К проведению занятий привлекаются в работники ГИБДД, педагоги класса
«Светофор» МОУ ДОД «ДДТ», медицинские работники, преподаватели ОБЖ и КБЖ.
Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды
деятельности и формы работы:
Вид деятельности /уровень Приобретение Формирование
Получение опыта
результатов
социальных
ценностного
самостоятельного
знаний
отношения к
общественного
социальной
действия
реальности
Познавательная

Беседа,
инсценировка,
тренинг,
обсуждение,
видео просмотр,
экскурсия,
викторина,
встречи
с
сотрудниками
ГИБДД.
Решение задач.
Просмотр
обучающих
видеороликов.

Проблемно-ценностное
общение

Ролевая игра, взаимодействие в
группах, коллективное изготовление
макета, проблемный диалог,
эксперимент, коллективное
составление коллажей, составление
сценариев.
Акции, игровая программа, рейды.
Практическая работа. Анализ.
Рефлексия.

Художественное и
социальное творчество

Создание агитационных плакатов и листовок,
размещение их в микрорайоне школы
Выступление агитбригады перед учащимися и родителями
Совместные рейды с сотрудниками ГИБДД. Инсценировка
Вручение листовок пешеходам и водителям на улицах
города. Выставки рисунков. Организация конкурсов по
БДД. Проекты.

3

Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства.
Учащиеся будут знать
 Элементы дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет) и
их назначение. Назначение бордюра и пешеходных ограждений;
 Что такое остановочный путь, его составляющие;
 Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный,
наземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами;
 Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода
или перекрестка.
Учащиеся будут уметь
 Определять места перехода через проезжую часть;
 Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении
взрослого;
 Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дорог, если
уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т.п.
 Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого
 Пользоваться безопасной дорогой в школу, магазин и т.п.
Личностные
 признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
Ценностно - эмоциональный компонент:
 уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
 позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
 принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
 уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.
Когнитивный компонент:
 осознание потребности в самосовершенствования.
Регулятивный компонент:
 готовность прилагать волевые усилия для достижения целей.
 устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
 проявление альтруизма, готовности к помощи тем, кто в этом нуждается;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни
Развитие моральных чувств
 развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам другим,
выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
Метапредметные результаты
Целеполагание
- принятие познавательной задачи и ее сохранение, регуляция учащимся учебных
действий на основе принятой познавательной задачи;
- умение планировать пути достижения целей;
- умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
4

Оценка
- умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце
действия, так и по ходу его реализации;
Логические действия
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
Сотрудничество, совместная деятельность, кооперация
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
планировать общие способы работы;
- умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и
строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение планировать общую цель и пути ее достижения;
- умение брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
- умение оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности.
Тематический план
№
Название темы
Всего часов Аудиторные Внеаудиторные
1
Вводное занятие
1
1
2
Акция «Внимание дети!»
1
1
3
Правила поведения учащихся на
5
3
2
улице и дороге
4
Остановочный путь и скорость
2
2
движения
5
Посвящение в ЮИДовцы
1
1
6
«Внимание, гололёд!» акция
2
1
1
7
Подготовка к олимпиаде по ПДД
7
3
4
8
Нерегулируемые перекрестки
3
1
2
9
Регулируемые перекрестки
4
3
1
10 «Безопасное колесо»
3
1
2
11 Пешеходные переходы
4
2
2
12 Итоговое занятие.
1
1
34
17
17
Календарно тематический план
№
1

2

3

Название темы
Вводное занятие.
Улица полна неожиданностей. Город, в
котором мы живем. Основные улицы в
микрорайоне школы. Знакомство с
положением об отрядах ЮИД, экскурсия по
микрорайону.
Акция «Внимание дети!»
Рейд на пешеходный переход. Раздача
памяток по ПДД.
Правила поведения учащихся на улице и
дороге
Дисциплина на дороге. Обязанности
пешеходов при движении по тротуару.
Просмотр видеоролика.

Всего часов
1

Аудиторные

Внеаудиторные

1

1

1

5
1

5

4
5

6

7

8
9

10

11

12

13
14

15

16

17

18
19

20

21

22

23

Опасности, подстерегающие пешехода на
тротуаре. Работа с макетом «Перекресток»
Правостороннее движение пешеходов и
транспортных средств. Работа с макетом
«Перекресток»
Составление маршрута «дом – школа – дом»
с указанием всех опасных для пешехода мест
на этом маршруте.
Организация и проведение выставки
рисунков «Город. Улица Дорога»
Остановочный путь и скорость движения
Остановочный путь и тормозной путь в
разных погодных условиях. Эксперимент
Особенности движения пешеходов и
водителей в разное время суток. Анализ,
эксперимент со световозвращателями.
Посвящение в ЮИДовцы
Прохождение испытаний организованные
ЮИДовцами 4 – 6 классов, проект «Школа
безопасности»
«Внимание, гололёд!» акция
Особенности передвижения пешеходов и
транспортных средств в гололёд. Подготовка
к рейду.
Рейд на пешеходный переход. Раздача
памяток.
Подготовка к олимпиаде по ПДД
Дорожные знаки и правила БДД. Знакомство
с классификацией, игра «Собери знак»
Викторина «Дорожные знаки и их группы»
закрепление знаний о классификации
дорожных знаков
Первая медицинская помощь при ДТП.
Остановка крови, обработка ран, помощь при
потери сознания и т.д..
Практическое занятие по оказанию первой
медицинской помощи. Наложение
стерильных повязок, остановка различных
кровотечений, помощь при ожогах разной
степени.
Решение задач по БДД. Ориентация на
перекрёстке, рассмотрение знаков
приоритета – главная дорога, уступи дорогу.
Работа с макетом «Перекрёсток». ПДД в
летний период.
Работа с макетом «Перекресток». ПДД в
зимний период.
Нерегулируемые перекрестки
Правила перехода проезжей части на
нерегулируемом перекрестке. Просмотр
видеоролика.
Опасные ситуации при переходе проезжей
части на нерегулируемом перекрестке
моделирование на макете «Перекресток».
Нерегулируемые перекрёстки в микрорайоне
школы, экскурсия.
Регулируемые перекрестки
Назначение светофора. Типы светофоров. Из

1
1

1

1
2
1
1

1
1

2
1

1
7
1
1

1

1

1

1
1
3
1

1

1
4
1
6

24

25

26

27

28

29

30

31

32
33

34

истории светофора. Просмотр видеоролика
Сигналы светофора и их значение.
Разновидность светофоров и семафоров.
Викторина «Наш друг - светофор»
Опасные ситуации при переходе проезжей
части на регулируемом перекрестке.
Просмотр обучающего видеоролика.
Экскурсия на ближайший к школе
регулируемый перекресток.
«Безопасное колесо»
Правила для велосипедистов. Средства
защиты велосипедиста. Средства защиты и
опознавания велосипеда. Проблемный
диалог.
Практическое занятие на
импровизированном перекрестке во дворе
школы. Знаки приоритета для
велосипедистов, правила передвижения на
проезжей части, на велосипедных дорожках.
Выполнение фигур для велосипедистов:
восьмерка, змейка, торможение, туннель и
тд. Тренинг.
Пешеходные переходы
Разновидности пешеходных переходов.
Надземный, подземный, наземный. Просмотр
видеоролика.
Правила перехода дороги с двусторонним и
односторонним движением. Просмотр
видеоролика.
Опасные ситуации при переходе проезжей
части. Работа с макетом «Перекресток»
Анализ причин возникновения дорожнотранспортных происшествий с детьми.
Встреча с инспектором ГИБДД.
Итоговое занятие.
Игра – соревнование по ПДД. Награждение
активистов.
Итого:

1

1

1
3

1
1

1

1

4
1

1

1
1

1
1
34

17

17

Оценка результатов реализации программы
Для оценки сформированности навыков безопасного поведения применяются тесты,
педагогическая диагностика, кейс-метод (проанализировать ситуацию, предложить решение,
описать план действий и т.д.)
Одним из показателей успешности реализации программы является активность участия
детей в информационно-пропагандистской деятельности отряда ЮИД.
При подведении итогов реализации Программы так же учитываются результаты
участия юных инспекторов движения в конкурсах и соревнованиях по безопасности
дорожного движения разного уровня.
Одним из наиболее адекватных инструментов динамики личностных достижений
обучающегося служит портфель достижений. В портфель достижений обучающегося в
результате реализации Программы ВУД «Юные инспектора движения» могут войти: работы,
представленные на различные конкуры, грамоты и сертификаты по итогам этих конкурсов,
результаты тестирования, созданные обучающимся в ходе обучения памятки, плакаты,
рисунки, тексты по ПДД.

Дресвянникова
Татьяна Георгиевна

Подписано цифровой
подписью: Дресвянникова
Татьяна Георгиевна
Дата: 2023.10.19 08:43:25 +05'00'

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».