Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Качканарского городского округа (МОУ СОШ№3) СОГЛАСОВАН Управляющим советом Протокол от 30.августа 2023г № 1 Председатель УС _______Е.А. Бартоломей ПРИНЯТ Педагогическим советом Протокол от 31 августа 2023г № 1 УТВЕРЖДЕН И.О. директора МОУ СОШ №3 ________Т.Г. Дресвянникова Приказ от 30.августа 2023г № 275 Юные инспекторы движения Программа внеурочной деятельности детей 9 – 14 лет Срок реализации 1 год Составитель: Волкова Наталья Александровна учитель, I квалификационная категория г. Качканар 2023г. Пояснительная записка Правила Дорожного Движения – это государственный нормативный акт в области регулирования дорожно-транспортных отношений. Поэтому знать правила и неукоснительно их выполнять обязаны все участники дорожного движения, то есть все граждане страны. Возрастной анализ детского дорожно-транспортного травматизма говорит о том, что среди пострадавших доля учащихся школ составляет – 65%. Следовательно, необходимо направить усилия на отработку навыков безопасного дорожного движения детей этой категории, с учетом психолого-педагогических особенностей каждой возрастной группы. Для организации работы в данном направлении создана Программа внеурочной деятельности «Юные инспектора движения». Программа ВУД «Юные инспектора движения» по содержанию социального направления. Цель программы: создание условий для развития личности детей и подростков, способных ориентироваться и действовать в динамично изменяющейся дорожнотранспортной среде, а так же воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Программа адресована учащимся в возрасте 9-14 лет. Программа рассчитана на 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год). Программа ВУД «Юные инспектора движения» разработана на основе Программы «В жизнь по безопасной дороге», занятие, акции /авт.сост. Т.В.Фролова.- Волгоград: Учитель, 2015. При составлении программы использован опыт работы Тошевой Людмилы Ивановны «Основы безопасности дорожного движения: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011. В программе учтены возрастные особенности учащихся 9-14. У подростка вырабатывается формальное мышление, он может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылки независимо от воспринимаемой реальности, и, в то же время, подростковый возраст – период парадоксов в достижениях и возможных потерях. Практика говорит о наличии у детей подросткового возраста выраженной склонности к рискованным действиям на дорогах. В отряде ЮИД у подростков появляется возможность занимать различные социальные места в новом коллективе, следовательно, у них появляется новый опыт, новые знания о себе. За последние годы обстановка в дорожном движении в Свердловской области стала значительно сложнее, напряжённее и опаснее в силу недисциплинированности на улицах как со стороны пешеходов (переход в неустановленном месте; выход на проезжую часть, не глядя на дорогу), так и со стороны водителей. Поэтому, большое внимание в процессе обучения с отрядом ЮИД уделяется различным формам поведения участников движения на дорогах, что является важнейшим фактором развития общего культурного уровня школьников. При проведении занятий используется коллективная, групповая, индивидуальная форма работы. Взаимодействие учителя и учащихся организуется через беседу, дискуссию, игру, практикум. Программа обеспечит обучение воспитанников правилам дорожного движения, овладение навыками безопасного поведения на дороге, в экстремальных ситуациях, изучение методов и форм пропаганды безопасного дорожного движения. Формирование коллектива отряда, ознакомление с традициями Отрядов Юных Инспекторов Движения. Участие в городских мероприятиях и конкурсах данного направления. Под руководством педагога организуется работа по пропаганде ПДД в школе и микрорайоне, патруль на дорогах у школы и наиболее опасных участках микрорайона, индивидуальная работа с учащимися – нарушителями правил дорожного движения, пропаганда безопасного поведения на дороге через стенную печать, театрализованные представления, конкурсные формы работы. Так же общественно полезная деятельность в микрорайоне направленная на предупреждение ДТП с детьми, ведется совместно с работниками ГИБДД. Ребята выходят на патрулирование, следят за выполнением правил дорожного движения учащимися школы и дошкольниками близлежащих детских садов. 2 Занятие включает в себя две части аудиторную и внеаудиторную. Освоение материала в основном проходит в процессе обсуждения заданной темы. Большую часть времени занимает практическая часть. К проведению занятий привлекаются в работники ГИБДД, педагоги класса «Светофор» МОУ ДОД «ДДТ», медицинские работники, преподаватели ОБЖ и КБЖ. Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды деятельности и формы работы: Вид деятельности /уровень Приобретение Формирование Получение опыта результатов социальных ценностного самостоятельного знаний отношения к общественного социальной действия реальности Познавательная Беседа, инсценировка, тренинг, обсуждение, видео просмотр, экскурсия, викторина, встречи с сотрудниками ГИБДД. Решение задач. Просмотр обучающих видеороликов. Проблемно-ценностное общение Ролевая игра, взаимодействие в группах, коллективное изготовление макета, проблемный диалог, эксперимент, коллективное составление коллажей, составление сценариев. Акции, игровая программа, рейды. Практическая работа. Анализ. Рефлексия. Художественное и социальное творчество Создание агитационных плакатов и листовок, размещение их в микрорайоне школы Выступление агитбригады перед учащимися и родителями Совместные рейды с сотрудниками ГИБДД. Инсценировка Вручение листовок пешеходам и водителям на улицах города. Выставки рисунков. Организация конкурсов по БДД. Проекты. 3 Планируемые результаты реализации программы Предметные результаты адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства. Учащиеся будут знать Элементы дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет) и их назначение. Назначение бордюра и пешеходных ограждений; Что такое остановочный путь, его составляющие; Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, наземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами; Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка. Учащиеся будут уметь Определять места перехода через проезжую часть; Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого; Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дорог, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т.п. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого Пользоваться безопасной дорогой в школу, магазин и т.п. Личностные признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; Ценностно - эмоциональный компонент: уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения. Когнитивный компонент: осознание потребности в самосовершенствования. Регулятивный компонент: готовность прилагать волевые усилия для достижения целей. устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявление альтруизма, готовности к помощи тем, кто в этом нуждается; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни Развитие моральных чувств развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам другим, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия; Метапредметные результаты Целеполагание - принятие познавательной задачи и ее сохранение, регуляция учащимся учебных действий на основе принятой познавательной задачи; - умение планировать пути достижения целей; - умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. 4 Оценка - умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; Логические действия - умение устанавливать причинно-следственные связи; Сотрудничество, совместная деятельность, кооперация - умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; - умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - умение планировать общую цель и пути ее достижения; - умение брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - умение оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности. Тематический план № Название темы Всего часов Аудиторные Внеаудиторные 1 Вводное занятие 1 1 2 Акция «Внимание дети!» 1 1 3 Правила поведения учащихся на 5 3 2 улице и дороге 4 Остановочный путь и скорость 2 2 движения 5 Посвящение в ЮИДовцы 1 1 6 «Внимание, гололёд!» акция 2 1 1 7 Подготовка к олимпиаде по ПДД 7 3 4 8 Нерегулируемые перекрестки 3 1 2 9 Регулируемые перекрестки 4 3 1 10 «Безопасное колесо» 3 1 2 11 Пешеходные переходы 4 2 2 12 Итоговое занятие. 1 1 34 17 17 Календарно тематический план № 1 2 3 Название темы Вводное занятие. Улица полна неожиданностей. Город, в котором мы живем. Основные улицы в микрорайоне школы. Знакомство с положением об отрядах ЮИД, экскурсия по микрорайону. Акция «Внимание дети!» Рейд на пешеходный переход. Раздача памяток по ПДД. Правила поведения учащихся на улице и дороге Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Просмотр видеоролика. Всего часов 1 Аудиторные Внеаудиторные 1 1 1 5 1 5 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Работа с макетом «Перекресток» Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Работа с макетом «Перекресток» Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. Организация и проведение выставки рисунков «Город. Улица Дорога» Остановочный путь и скорость движения Остановочный путь и тормозной путь в разных погодных условиях. Эксперимент Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. Анализ, эксперимент со световозвращателями. Посвящение в ЮИДовцы Прохождение испытаний организованные ЮИДовцами 4 – 6 классов, проект «Школа безопасности» «Внимание, гололёд!» акция Особенности передвижения пешеходов и транспортных средств в гололёд. Подготовка к рейду. Рейд на пешеходный переход. Раздача памяток. Подготовка к олимпиаде по ПДД Дорожные знаки и правила БДД. Знакомство с классификацией, игра «Собери знак» Викторина «Дорожные знаки и их группы» закрепление знаний о классификации дорожных знаков Первая медицинская помощь при ДТП. Остановка крови, обработка ран, помощь при потери сознания и т.д.. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи. Наложение стерильных повязок, остановка различных кровотечений, помощь при ожогах разной степени. Решение задач по БДД. Ориентация на перекрёстке, рассмотрение знаков приоритета – главная дорога, уступи дорогу. Работа с макетом «Перекрёсток». ПДД в летний период. Работа с макетом «Перекресток». ПДД в зимний период. Нерегулируемые перекрестки Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Просмотр видеоролика. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке моделирование на макете «Перекресток». Нерегулируемые перекрёстки в микрорайоне школы, экскурсия. Регулируемые перекрестки Назначение светофора. Типы светофоров. Из 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 6 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 истории светофора. Просмотр видеоролика Сигналы светофора и их значение. Разновидность светофоров и семафоров. Викторина «Наш друг - светофор» Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Просмотр обучающего видеоролика. Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. «Безопасное колесо» Правила для велосипедистов. Средства защиты велосипедиста. Средства защиты и опознавания велосипеда. Проблемный диалог. Практическое занятие на импровизированном перекрестке во дворе школы. Знаки приоритета для велосипедистов, правила передвижения на проезжей части, на велосипедных дорожках. Выполнение фигур для велосипедистов: восьмерка, змейка, торможение, туннель и тд. Тренинг. Пешеходные переходы Разновидности пешеходных переходов. Надземный, подземный, наземный. Просмотр видеоролика. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Просмотр видеоролика. Опасные ситуации при переходе проезжей части. Работа с макетом «Перекресток» Анализ причин возникновения дорожнотранспортных происшествий с детьми. Встреча с инспектором ГИБДД. Итоговое занятие. Игра – соревнование по ПДД. Награждение активистов. Итого: 1 1 1 3 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 34 17 17 Оценка результатов реализации программы Для оценки сформированности навыков безопасного поведения применяются тесты, педагогическая диагностика, кейс-метод (проанализировать ситуацию, предложить решение, описать план действий и т.д.) Одним из показателей успешности реализации программы является активность участия детей в информационно-пропагандистской деятельности отряда ЮИД. При подведении итогов реализации Программы так же учитываются результаты участия юных инспекторов движения в конкурсах и соревнованиях по безопасности дорожного движения разного уровня. Одним из наиболее адекватных инструментов динамики личностных достижений обучающегося служит портфель достижений. В портфель достижений обучающегося в результате реализации Программы ВУД «Юные инспектора движения» могут войти: работы, представленные на различные конкуры, грамоты и сертификаты по итогам этих конкурсов, результаты тестирования, созданные обучающимся в ходе обучения памятки, плакаты, рисунки, тексты по ПДД. Дресвянникова Татьяна Георгиевна Подписано цифровой подписью: Дресвянникова Татьяна Георгиевна Дата: 2023.10.19 08:43:25 +05'00' 7