Программа деятельности детской общественной организации Соболята

Пояснительная записка
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для создания в
развивающей среды, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным
аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Социализация школьников - один из важных заказов государства и общества,
сформулированных в новых ФГОС. Замечательной формой внеурочной деятельности в
целях социализации обучающихся является обеспечение деятельности детской
общественной организации на базе образовательной организации.
В МОУ «СОШ №3» создана и уже почти 14 лет развивается Дружина «Факел»
детской общественной организации «Соболята».
Так как цели общественной организации способствуют достижению планируемых
личностных результатов, результатов воспитания и социализации в соответствии с ООП
НОО и ООП ООО. Деятельность детской общественной организации создает условия для
самореализации каждого школьника-«соболенка» через участие в делах отряда и дружины,
предоставляет каждому возможность выбора направления деятельности в рамках
деятельности детского коллектива, обеспечивает выход в социум и участие в участии в
социально-значимых делах. Детская общественная организация – это сложившийся
институт социализации подрастающего поколения, где ребенок овладевает необходимыми
навыками, социальными ролями, приобретает опыт самостоятельного общественного
действия.
Программа деятельности детской общественной организации «Соболята» разработана
на основе сложившихся традиций и накопленного опыта организации деятельности детской
общественной организации на базе образовательной организации.
Программа разработана с учетом требований ФГОС к организации внеурочной
деятельности учащихся в образовательном учреждении и направлена на достижение
планируемых личностных результатов, результатов воспитания и социализации в
соответствии с ООП НОО МОУ «СОШ №3» и ООП ООО МОУ «СОШ №3».
Программа адресована учащимся 2-7 классов. Программа рассчитана на 34 часа в
год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу и могут объединяться в блоки,
занимающие несколько часов. Дата и время проведения определяется при составлении
плана работы школы на неделю.
Цель программы: создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации детей 8-13 лет.
Задачи:
‒ организовать практическую социально-полезную деятельность детей, получение
реального социального опыта обучающимися;
‒ развивать детское самоуправление в школе и отряде (классе);
‒ формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;
‒ способствовать самоопределению, профессиональной ориентации подростков;
‒ способствовать патриотическому воспитанию детей;
‒ поддерживать детские общественно-ценные инициативы.
В Программе учтены возрастные особенности учащихся
Для учащихся от 8 до 11 лет:
- расширение сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитие
потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- формирование внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- формирование умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками;
- изменение самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности;

духовно-нравственное развитие и социализация, которая существенным образом
связана с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и
межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской
идентичности и мировоззрения.
Для учащихся от 11 до 14 лет
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития
ребенка – переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы),
характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным
и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и
развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства
взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений,
связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Программа деятельности детской общественной организации «Соболята» создает
благоприятные условия для обеспечения потребностей развития младшего подросткового
возраста (11-13 лет): формирование умения проявлять инициативу в организации
сотрудничества; развитие способности проектировать собственную деятельность и строить
жизненные планы во временной перспективе; овладение коммуникативными средствами и
способами организации кооперации и сотрудничества; общение, признание в группе;
развитие интереса к своему «Я» как субъекту деятельности и общения.
Через программу деятельности детской общественной организации «Соболята» в
МОУ «СОШ №3» реализуются преимущественно социальное и духовно-нравственное
направление внеурочной деятельности.
Для достижения воспитательных результатов используются следующие виды
внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная,
досугово-развлекательная деятельность, социальное творчество.
Основными формами деятельности организации являются коллективные
творческие дела (КТД), акции, конкурсы (социальные, спортивно-оздоровительные,
экологические).
-

Вид
деятельности/Уровень
результатов
Познавательная
Спортивнооздоровительная
Игровая

Приобретение
социальных знаний

Формирование
ценностного отношения к
социальной реальности

Получение опыта
самостоятельноо
общественного
действия

Познавательные
беседы
Военно-спортивная эстафета
Игра с ролевым
акцентом
Игра с деловым акцентом, игра-путешествие
Социально-моделирующая игра (самоуправление в отряде, дружине)

Досугово-развлекательная Концерты, праздники, ярмарки на уровне отряда,
деятельность
Дружины, школы
Благотворительные концерты в центре «Забота»
Игровые программы для ДОУ, Детского дома
Социальное творчество

Социальные акции
Экологические акции

Тематическое планирование составлено для учащихся 2-7 классов. Учет
возрастных особенностей проявляется в разном уровне самостоятельности в подготовке и
участии в занятиях, мероприятиях и акциях. Младшие школьники являются зрителями,
участниками мероприятий, выполняют задания с помощью родителей и классных

руководителей. В 5-6 классах учащиеся проявляют больше самостоятельности, вносят
свой творческий вклад в разработку идей. Самые старшие соболята - 7-классники являются организаторами мероприятий для учащихся младших классов таких как
познавательные беседы «РДШ – старт в будущее», Знакомство с деятельностью РДШ», «От
пионерии до РДШ», фестиваль игровых программ, мастер-классы, эстафеты.
Таким образом обеспечивается воспитательных достижение результатов разного уровня в
соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Принципы деятельности детской общественной организации предполагают
добровольность участия и поддержку детских инициатив, поэтому тематика и форма
проведения мероприятий может быть изменена по инициативе детей. Каждый вправе
выбирать участвовать или не участвовать в предложенной акции (мероприятии).
Учет фактической занятости обучающихся во внеурочной деятельности по данной
Программе ведет классный руководитель.
Планируемые результаты реализации программы
-

-

-

-

-

В области личностных результатов у учащихся будут сформированы:
добровольное принятие и выполнение конкретных прав и обязанностей «соболенка»;
повышение интереса к социально-значимой деятельности;
рост активности, инициативности, ответственности, самостоятельности членов
организации в достижении общих и личных целей;
раскрытие индивидуальных лидерских, организаторских и др. способностей и качеств
личности в совместной практической деятельности;
способность к самооценке, ориентации на понимание причин успеха во внеучебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений
и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
толерантность, как принятия существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной;
умение учитывать разные мнения и ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
основы гражданской идентичности и мировоззрение учащихся, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
первоначальные представления о человеке как части общества, правах и ответственность
уважении и достоинстве;
готовность к взаимопомощи, конструктивному общению, совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
позитивный опыт творческой деятельности, уважительное отношение и интерес к культурным
традициям и творчеству своего и других народов;

формирования установки на здоровый образ жизни;
формирования основ экологической культуры.

В области метапредметных
формирование следующих навыков:

-

результатов

Программа

направлена

на

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий и
проектов с использованием литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;

-

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач;
формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия.

-

Тематическое планирование
№п/п
1

Сроки
проведения
Сентябрь

2
3

4
5

Октябрь

6
7

8
9

Ноябрь

10
11
12
13
14
15

Декабрь

16
17
18

Январь

19
20

Февраль

21
22
23

Март

24
25
26

27
28
29
30

Апрель

Название мероприятия,
форма проведения
Организация детского самоуправления в отряде:
Выбор командира отряда, поручений по интересам
Оформление отрядного уголка
Социальная акция «Помоги собраться в школу»
Сбор учебных принадлежностей для детей из
малообеспеченных семей
Экологическая акция «Школьный двор»
Социальная акция «Доброе сердце»
Сбор подарков для жителей Центра «Забота»
Концерт в Центре «Забота» (индивидуальное участие)
Акция «БлагоТвори»
Сбор корма для бездомных животных (фонд «Лучший
друг», живого уголка «Альтернатива»)
Сбор дружины «Факел»
Социальная акция, посвященная Дню матери «Подари
улыбку»
Поздравление женщин в микрорайоне школы
Концерт для родителей, посвященный дню Матери
(индивидуальное участие)
Сбор отряда «РДШ – старт в будущее» Знакомство с
деятельностью РДШ
Мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек
Фестиваль игровых программ
Новогодний флеш-моб «Чудеса под новый год»
Социальная акция «Доброе сердце»
Сбор подарков для жителей Центра «Забота»
Конкурс проектов «Моя семья» (индивидуальное участие)
Экскурсия в школьный музей «Блокадный хлеб»
Мастер-класс «Живые закладки» (изготовление закладок из
бересты, знакомство с творчеством уральского мастера)
Военно-спортивная эстафета
Игровая программа, посвященная Дню защитника
Отечества
Акция «БлагоТвори» Сбор подгузников для детей с ОВЗ
Конкурс «Лучший командир»
Акция «Мамин день»
Поздравление женщин в микрорайоне школы
Мастерс класс по изготовлению подарков к 8 марта
Игровая программа «День прекрасных Дам»
Концерт, посвященный 8 марта (индивидуальное участие)
Игровая программа «День смеха»
Благотворительная акция «Разбуди весну»
Мастер-класс «Космос и мы»
Итоговый сбор дружины «Факел»

Количество
часов
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34

Май

Смотр-конкурс строя и песни
Акция «Вальс Победы»
Акция «Днем Победы!»
Познавательная программа «От пионерии до РДШ»
Всего часов:

1
1
1
1
34

Оценка результатов реализации программы
Подведение итогов по результатам освоения Программы ВУД «Соболята»
организуется через диагностику духовно-нравственных качеств личности учащихся
(Методика Маляковой Н.С.), участие в творческих конкурсах духовно-нравственной
направленности.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики личностных
достижений учащегося служит портфолио достижений. В портфолио достижений
учащегося в результате реализации Программы ВУД «Соболята» войдут: грамоты и
благодарственные письма за участие в деятельности дружины «Факел» МОУ «СОШ №3»,
победы в городских конкурсах ГДО «Соболята», фотографии.
Чтобы деятельность выступала фактором социализации, необходимо субъективно
позитивное отношение подростка к ней, которое выражается в степени удовлетворенности
видом, социальной значимостью, результатами деятельности. Уровень удовлетворенности
определяется в форме бесед, опросов и анкетирования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».