Рабочая программа по информатике
1 час в неделю
для учащихся 11 класса
г. Качканар
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами,
определяющими содержание основного общего образования:
•
Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
«Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» с
изменениями:
29 декабря 2014 г. № 1645,
31 декабря 2015 г. № 1578,
29 июня 2017 г. № 613.
•
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (одобрена
решением от 12 мая 2016 года. Протокол №2/16);
•
Основной образовательной программой среднего общего образования МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 3».
Название программы
«Информатика. Программа для
старшей школы 10 -11 классы.
Углубленный уровень. / К.Ю.
Полякова, Е.А. Еремин – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний,
2014
Реализуемый УМК
Учебники для каждого класса
на данном уровне
Информатика.
11
класс
(базовый
и
углубленный
уровни) (в 2 частях): учебник /
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. –
М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2019
Методические пособия
Информатика. 10–11 классы.
Базовый и углубленный
уровни: методическое пособие
/ К. Ю. Поляков, Е. А.
Еремин.—М.:
БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2016.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты
1)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и техники;
2)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
3)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического
творчества;
5)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
1) определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях
дискретизации;
2) строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные
логические уравнения;
3) находить оптимальный путь во взвешенном графе;
4) определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать
изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их
основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня;
5) выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы
управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
6) создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня
из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических
конструкций;
7) использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации;
8) понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время
работы, размер используемой памяти);
9) использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и
процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов,
а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации;
10) аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения
профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения
персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
11) использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей;
12) использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах
данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
13) создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с
использованием возможностей современных программных средств;
14) применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических
средств ИКТ;
15) соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в
соответствии с нормами действующих СанПиН.
1) Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
2) выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
3) переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
4) использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и
процессов;
5) строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать
ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
6) понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и
сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
7) использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования,
включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие
конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ;
выполнять созданные программы;
8) разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в
ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет
соответствия реальному объекту или процессу;
9) применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе
учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
10) классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
11) понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных
электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с
компьютерами и мобильными устройствами;
12) понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности,
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
13) критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Содержание учебного предмета
Курсивом в содержании учебного предмета «Информатика» обозначены дидактические
единицы, соответствующие блоку результатов «Выпускник получит возможность научиться».
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении
данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных
системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах
счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с
данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения
оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения
количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы
и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке
программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования.
Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде
программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с
использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из
различных предметных областей. Примеры задач:
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел
без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или массива);
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка
числа на простоту и т.д.);
алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск
элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в
обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых
алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти;
зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком.
Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности
(правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования
(виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура
современных
компьютеров.
Персональный
компьютер.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных.
Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития
аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и
их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов,
облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы,
используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.
Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных
задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области
программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение
специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при
эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего
места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и
создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа.
Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка
литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или
графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием
различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и
т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных
работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в
задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных
объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и
выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление
о
системах
автоматизированного
проектирования.
Системы
автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели.
Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания.
Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные
технологии.
Работа
в
информационном
пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети
Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы.
Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения
запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени
(локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернетторговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой
этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема
подлинности
полученной
информации.
Информационная
культура.
Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС),
компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной
безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.
Перспективно-тематическое планирование.
№
Тема
Основы информатики
1.
Информация и информационные процессы
Итого:
Информационно-коммуникационные технологии
2.
Моделирование
3.
Базы данных
4.
Создание веб-сайтов
5.
Графика и анимация
6.
3D-моделирование и анимация
Итого:
Резерв
Итого по всем разделам:
Количество часов / класс
11 кл.
3
3
3
5
6
5
5
24
7
34
Календарно-тематическое планирование 11 класс (базовый уровень, 1 час в неделю)
Достигаются в 11 классе:
Личностные результаты
Требование ФГОС
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
Чем достигается
Информатика и информация. Информация рассматривается как одно из базовых понятий
современной науки, наряду с материей и энергией. Рассматриваются различные подходы к
понятию информации в философии, кибернетике, биологии.
Этому вопросу посвящен раздел «Техника безопасности», в котором рассмотрены правила
техники безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере
2. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь
3. Готовность и способность к образованию, в том числе
Выполнение проектных заданий, возможные темы которых приведены в конце каждого
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
параграфа, требует осознания недостаточности имеющихся знаний, самостоятельного
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
изучения нового для учеников теоретического материала, ориентации в новой предметной
общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и
(профессиональной) области, поиска источников информации, приближения учебной
возможностей реализации собственных жизненных планов
работы к формам производственной деятельности
Метапредметные результаты
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
Проектные задания в учебниках. Алгоритмизация и программирование.
осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную)
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
Задания поискового, дискуссионного содержания. Коллективная работа
учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты
над документом.
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
Выполнение проектных заданий требует самостоятельного сбора
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
информации и освоения новых программных средств.
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
Деление заданий практической части курса на уровни сложности: 1-й
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
уровень — репродуктивный; 2-й уровень — продуктивный; 3-й уровень
познавательных задач и средств их достижения
— творческий. Распределение заданий между учениками в проектных и
коллективных работах
Предметные результаты
1. Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире
Глава 1. Информация и информационные процессы
2. Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания
Глава 5. Элементы теории алгоритмов
алгоритмов
3. Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
Глава 6. Алгоритмизация и программирование
алгоритмическом языке высокого уровня. Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц
Глава 2. Моделирование
4. Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения
Глава 7. Объектно-ориентированное программирование
стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ
5. Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации
Глава 8. Графика и анимация
Глава 9. 3D-моделирование и анимация
6. Владение компьютерными средствами представления и анализа данных; сформированность
Глава 2. Моделирование
представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и
моделируемого объекта (процесса); сформированность представлений о способах хранения и простейшей
обработке данных;
7. Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных;
Глава 3. Базы данных
8. Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности,
гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации. Сформированность понимания основ
правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете
Техника безопасности. Глава 4. Создание веб-сайтов.
Используемые сокращения: СР – самостоятельная работа, ПР – практическая работа, КР – контрольная работа, Т – тест.
Номер
урока
Тема урока
1.
2.
3.
4.
Передача данных
Системы
Информационное общество
Модели и моделирование
§ 2. Передача данных
§ 4. Информация и управление
§ 5. Информационное общество
§ 6. Модели и моделирование
5.
Этапы моделирования
§ 9. Этапы моделирования
19.
Математические модели в
биологии
Многотабличные базы
данных
Таблицы
Запросы
Формы
Отчёты
Веб-сайты и веб-страницы
Текстовые веб-страницы
Оформление веб-страниц
Рисунки, звук, видео
Блоки
Динамический HTML
Ввод и коррекция
изображений
Работа с областями
§ 11. Математические модели в
биологии
§ 14. Многотабличные базы
данных
§ 16. Таблицы
§ 17. Запросы
§ 18. Формы
§ 19. Отчёты
§ 22. Веб-сайты и веб-страницы
§ 23. Текстовые веб-страницы
§ 24. Оформление веб-страниц
§ 25. Рисунки, звук, видео
§ 27. Блоки
§ 29. Динамический HTML
§ 51. Ввод изображений
§ 52. Коррекция изображений
§ 53. Работа с областями
20.
Многослойные изображения
§ 54. Многослойные изображения
21.
22.
Анимация
Векторная графика
Введение в 3Dмодлирование
Работа с объектами
Сеточные модели
Материалы и текстуры
Рендеринг
§ 57. Анимация
§ 58. Векторная графика
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
23.
24.
25.
26.
27.
Параграф учебника (номер,
название)
§ 59. Введение
§ 60. Работа с объектами
§ 61. Сеточные модели
§ 64. Материалы и текстуры
§ 65. Рендеринг
Практические работы (номер,
название)
Работы компьютерного
практикума (источник,
номер, название)
Тест № 3. Передача данных
Тест № 5. Системы
Проект.
Тест № 6. Диаграммы
ПР № 8. Математическое
моделирование
ПР № 10. Моделирование развития
популяции
Тест № 8. Многотабличные базы
данных
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
ПР № 16. Создание базы данных
ПР № 17. Запросы
ПР № 19. Формы для ввода данных
ПР № 21. Отчёты
ПР № 24. Текстовая веб-страница
ПР № 25. Оформление страницы
ПР № 27. Вставка рисунков
ПР № 30. Блоки
ПР № 32. Динамический HTML
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ПР № 66. Коррекция изображений
1
ПР № 67. Работа с областями
ПР № 68. Многослойные
изображения
ПР № 71. Анимация
ПР № 72. Векторная графика
ПР № 74. Введение в 3Dмоделирование
ПР № 75. Работа с объектами
ПР № 76. Сеточные модели
ПР № 79. Материалы и текстуры
ПР № 80. Рендеринг
Резерв:
Итого:
1
Тест № 9. Веб-сайты
1
1
1
1
1
1
1
1
7
34