11 класс биология (углубленный уровень)

Рабочая программа по биологии (углубленный уровень)
для учащихся 10 - 11 класса

г. Качканар 2023
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, определяющими содержание
основного общего образования:
•
Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
•
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования» с изменениями:
29 декабря 2014 г. № 1645,
31 декабря 2015 г. № 1578,
29 июня 2017 г. № 613.
•
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (одобрена решением от 12 мая 2016 года. Протокол №2/16);
•Основной образовательной программой среднего общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3».
Название программы

Реализуемый УМК
Учебники для каждого класса на Методические пособия
данном уровне

Программы общеобразовательных учреждений. Биология.
10-11 кл. – М.: Просвещение,
2019

Биология. 11 класс (базовый
уровень): учебник /под ред.
Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица М.: Просвещение, 2019

Биология. Примерные рабочие
программы. Предметная линия
учебников под. редакцией В.К.
Шумного, Г.М. Дымшица. 10 –
11 классы.: углубленный
уровень/ Г.М. Дымшиц, О.В.
Саблина – М.: Просвещение,
2019.

Биология. 11 класс: углубленный
уровень/ под ред. В.К. Шумского
и Г.М. Дымшица. – М.:
Просвещение, 2022

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии.
Личностные результаты.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- Готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества.
- Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью
- Неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению
- Способность к сопереживанию и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, других людей, умение
оказывать первую помощь
- Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре:
Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, владение достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.
- Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности - Экологическая культура, бережное отношения к родной
земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- Осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов
- Готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты.
Выпускник на базовом уровне научится:
–
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
–
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных
явлений;
–
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм,
вид, экосистема, биосфера;
–
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению
биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
–
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
–
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
–
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на
основе биологических теорий;
–
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
–
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь
строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
–
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
–
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
–
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

–
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы
дыхания и размножения, особенности развития);
–
объяснять причины наследственных заболеваний;
–
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать
наследственную и ненаследственную изменчивость;
–
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических
факторов;
–
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
–
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
–
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для
использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
–
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных
данных;
–
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
–
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
–
объяснять последствия влияния мутагенов;
–
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории
(клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
–
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
–
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
–
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
–
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления
(мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
–
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы
наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
–
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
–
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека
для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Содержание учебного предмета

11 класс (3 ч в неделю, 102 ч)
Раздел 1. Эволюция. (57 ч)
Глава 1. Доместикация и селекция (6 ч)
Доместикация и селекция. Методы селекции. Селекция растений. Селекция животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология, ее
направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Глава 2. Теория эволюции. Свидетельства эволюции. (6 ч)
Возникновение и развитие эволюционной биологии. Развитие биологии в додарвиновский период. Взгляды Карла Линнея и Ж.Б. Ламарка на
изменяемость видов. Предпосылки возникновения эволюционной теории Чарлза Дарвина. Кругосветное путешествие Ч. Дарвина на корабле Бигль.
Свидетельства эволюции: молекулярные, морфологические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические. Основные
положения и значение эволюционной теории Ч. Дарвина.

Глава 3. Факторы эволюции. (22 ч)
Вид. Критерии вида. Популяция. Популяционная структура вида. Движущие факторы эволюции. Наследственная изменчивость – исходный
материал для эволюции. Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Формы естественного отбора. Результаты
эволюции органического мира. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Видообразование. Прямые наблюдения
процесса эволюции. Макроэволюция.
Лабораторная работа №1 «Морфологические особенности растений различных видов».
Лабораторная работа №2 «Изменчивость организмов».
Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений».

Глава 4. Возникновение и развитие жизни на Земле. (8 ч)
Сущность жизни. Определение живого. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы возникновения жизни. Работы А.И. Опарина, Дж. Холдейна. Теория
биопоэза Дж. Бернала. Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы развития жизни. Развитие жизни в криптозое,
палеозое, мезозое, кайнозое. Основные ароморфозы и идиоадаптации в эволюции растительного и животного мира. Основные направления и пути
эволюции. Многообразие органического мира.

Глава 5. Возникновение и развитие человека – антропогенез. (8 ч)
Антропогенез. Положение человека в системе живого мира. Современные родственники человека. Сравнительно – морфологические,
этологические, цитогенетические доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Ископаемые приматы. Австроалопитеки. Другие
виды австралопитеков. Эволюция австралопитеков. Человек умелый. Человек прямоходящий. Неандертальский человек. Место неандертальцев
в эволюции человека. Кроманьонцы. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека – мышление,
речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных
факторов в эволюции человека. Эволюция современного человека.

Глава 6. Живая материя как система (7 ч)
Самоорганизация в живых системах. Многообразие органического мира. Систематика.

Раздел 2. Организмы в экологических системах. (45 ч)
Глава 7. Организмы и окружающая среда. (12 ч)
Окружающая среда. Экологические факторы и закон толерантности. Общая приспособленность. Морфолого-анатомические и
физиологические адаптации. Поведенческие приспособления. Популяция как целостная система. Свойства популяции как системы.
Конкуренция (обычная конкуренция, аллелопатия, взаимный антагонизм). Альтруизм. Формы симбиоза. Паразитизм, хищничество, нейтрализм.
Черты приспособленности к паразитизму, хищничеству.

Глава 8. Сообщества и экосистемы. (12 ч)
Сообщество. Биоценоз и биотоп. Экосистема и биогеоценоз. Характеристика и продуктивные особенности сообщества. Продуценты,
консументы, редуценты. Энергетические связи и трофические сети. Экологические пирамиды: прямые и перевернутые. Биокосная и косная
части экосистемы. Правило экологической пирамиды. Устойчивость. Саморегуляция. Потоки переноса вещества и энергии. Ярусная структура.
Консорции и мозаичность. Флуктуации. Сукцессии (первичные, вторичные). Нарушения и устойчивость экосистем. Земледельческие
экосистемы. Характеристика агроэкосистем. Естественные и искусственные экосистемы. Отличия естественных и искусственных экосистем.
Биологические методы борьбы с вредителями. Применение экологических знаний в лесоводстве, рыболовстве и рыбоводстве. Экология и космос.
Лабораторная работа №4 «Оценка влияния температуры воздуха на человека».
Лабораторная работа №5 «Аквариум как модель экосистемы».

Глава 9. Биосфера. (10 ч)
Состав и функции биосферы. Биомы. Функции живого вещества. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Биогеохимические круговороты в
биосфере. Круговорот углерода и азота в биосфере. Роль живых организмов в создании осадочных пород и почвы. Биосфера-оболочка жизни.
Современное состояние природной сферы. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу.

Глава 10. Биологические основы охраны природы. (11 ч)
Биосфера и человек. Охрана природы как условие устойчивости экосистем. Природные ресурсы и рациональное природопользование.
Восстановительная экология. Охрана видов и популяций. Глобальные экологические проблемы. Рациональное использование природных
ресурсов и охрана природы. Общество и окружающая среда. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.
Лабораторная работа №7 «Определение качества воды водоёма».
Экскурсия: Природные биогеоценозы и сезонные изменения в них. Изучение последствий деятельности человека (пруд).
Лабораторная работа №6 «Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем».
Лабораторная работа №7 «Определение качества воды водоёма».

Перспективно-тематическое планирование. 11 класс

Количество часов
Всего часов Лабораторные Контрольные
работы
работы

Тема
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ. (57 часов)
1 Доместикация и селекция.
2 Теория эволюции. Свидетельства эволюции
3 Факторы эволюции
4 Возникновение и развитие жизни на Земле
5 Возникновение и развитие человека – антропогенез.
6 Живая материя как система
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (45 часов)
7 Организмы и окружающая среда.
8 Сообщества и экосистемы.
9 Биосфера.
10 Биологические основы охраны природы.
Итого:

6
6
22
8
8
7

5

12
12
10
11

3
1
1
1
11

102

0

Календарно-тематическое планирование 11 класс (102 часа, 3 ч. в неделю)
№

Тема урока

Колво
часов

Элементы содержания

Демонстрация,
лабораторные и
практические
работы

Требования к уровню подготовки

План

РАЗДЕЛ 1. Эволюция (57 часов)
Глава 1. Доместикация и селекция. (6 часов)
1

2

Доместикация. Селекция. Сорт. Порода.
Штамм. Центры одомашнивания
животных и происхождения культурных
растений.
Искусственный отбор. Массовый и
индивидуальный отбор. Комбинационная

1

1

Доместикация и селекция. Ускорение и
повышение точности отбора с
помощью современных методов
генетики и биотехнологии

Дата
проведения

Объяснять, каким образом человек
научился управлять эволюцией
необходимых ему видов.
Характеризовать методы
классической и современной
селекции.

Факт

селекция
3

4

5

6

Современные методы отбора.
Генетические основы современных
методов селекции. ДНК-маркёры и
маркёр-ориентированная селекция.
Геномная и клеточная селекция
Гетерозис и его использование в
селекционном процессе. Инбредные
линии. Отдалённая гибридизация
Расширение генетического разнообразия
селекционного материала. Полиплоидия.
Клеточная и хромосомная инженерия.
Использование в селекции методов
генной и геномной инженерии.
Трансгенные растения. Трансгенные
животные. Биотехнология.
Биобезопасность.

Сравнивать скорости создания новых
сортов растений при использовании
различных методов селекции.
Обосновывать необходимость
расширения генетического
разнообразия селекционного
материала

1

1

1

1

Глава 2. Теория эволюции. Свидетельства эволюции (6 часов)
7

Развитие эволюционных идей. Научные
взгляды К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка.
Теория катастроф Кювье

1

8

Основные положения эволюционной
теории Ч. Дарвина. Синтетическая теория
эволюции

1

9

10

11
12

Палеонтологические и
биогеографические свидетельства
эволюции. Палеонтологическая летопись.
Переходные формы. Биогеография.
Эндемичные виды
Сравнительно-анатомические и
эмбриологические свидетельства
эволюции. Гомологичные органы.
Аналогичные органы
Рудиментарные органы. Гены —
регуляторы развития. Атавизмы

1

Молекулярно-генетические
свидетельства эволюции. Гомологичные

1

1

1

Историческое прошлое биологической
науки, сущность эволюционных
представлений К.Линнея и
Ж.Б.Ламарка и др. ученых.
Предпосылки возникновения и
основные положения эволюционной
теории Ч. Дарвина.

Демонстрация:
Модель белка,
ДНК

Демонстрация:
Рудиментов,
атавизмов,
Морфологические доказательства эволюции гомологичных и
органического мира примеры доказательств аналогичных
эволюции
органов,
Сравнительно-анатомические,
биогенетический
эмбриологические доказательства эволюции
закон
органического мира, гомологичные и
аналогичные органы, рудименты и
Демонстрация:
атавизмы. Примеры доказательств
эволюции, пользоваться основные термины Ископаемых
останков
урока.
Палеонтологические и биогеографические
доказательства эволюции органического
мира, примеры доказательств эволюции.

Знать: историческое прошлое
биологической науки, сущность
эволюционных представлений
К.Линнея и Ж.Б.Ламарка и др.
ученых.
Уметь: анализировать взгляды и
утверждения ученых прошлого.
Знать: морфологические доказательства
эволюции органического мира,
Уметь: приводить примеры доказательств
эволюции, пользоваться основными
терминами урока.
Знать: сравнительно-анатомические,
эмбриологические доказательства
эволюции органического мира,
гомологичные и аналогичные органы,
рудименты и атавизмы. Уметь: приводить
примеры доказательств эволюции,
пользоваться основными терминами
урока.
Знать: палеонтологические и
биогеографические доказательства
эволюции органического мира,
Уметь: приводить примеры доказательств
эволюции, пользоваться основными

гены. Филогенетическое древо

терминами урока.

Глава 3. Факторы эволюции. (22 часа)
Вид. Развитие представлений о виде.
Критерии вида. Виды-двойники.
Репродуктивная изоляция
Лабораторная работа№1
«Морфологические особенности
растений различных видов».

1

Популяционная структура вида.
Популяция — элементарная единица
эволюции. Изменчивость природных
популяций. Генофонд
Мутации как фактор эволюции.
Разнообразие кариотипов внутри вида.
Генные мутации: нейтральные, вредные,
полезные. Частота возникновения
мутаций
Лабораторная работа №2 «Анализ
изменчивости учеников в классе по
качественным и количественным
признакам»

1

18

Лабораторная работа №3 «Анализ
генетической изменчивости в популяциях
домашних кошек»

1

19

Популяционная генетика. Генетическая
структура популяций. Частоты аллелей и
генотипов. Равновесная популяция

1

20

Уравнение Харди — Вайнберга и его
биологический смысл. Факторы
(движущие силы) эволюции

1

Решение задач по популяционной
генетике
Случайные изменения частот аллелей в
популяциях. Дрейф генов как фактор
эволюции
Естественный отбор — направляющий
фактор эволюции. Приспособленность
организмов к среде обитания. Борьба за

1

13

14

15

16

17

21
22

23

1

1

1

1

1

Понятие «популяция»,«вид» и его
основные критерии. Механизмы изоляции
популяций и видов. Видообразование.
Наследственность и изменчивость –
основные свойства живого организма,
формы изменчивости, модификационная,
мутационная, комбинативная. Примеры
различных форм изменчивости,
вариационный ряд и вариационная кривая.
Дрейф генов - фактор эволюции,
популяционные волны; изоляция - важный
эволюционный фактор; типы изоляции биологические механизмы,
препятствующие скрещиванию особей
разных видов, образование новых видов,
типы изоляции.
«Естественный отбор» и его роль в
эволюции, естественный отбор - основная
и направляющая движущая сила
эволюционного процесс, формы
естественного отбора и их
характеристики.
Разнообразные приспособления к среде
обитания у растений и животных
(физиологические, морфологические,
защитные, репродуктивные)
Географическое и экологическое
видообразование, необходимость
сохранения видового многообразия
растений и животных.
Главные пути и направления
эволюционного процесса, негативное
отношение к проявлениям человеческой
деятельности, приводящим к
биологическому регрессу различных

Лабораторная
работа№1
«Морфологические
особенности растений
различных видов».

Знать: понятие «вид» и его основные
критерии. Механизмы изоляции и
видообразования. Уметь: работать с
текстом учебника (составлять
характеристику критериев вида,
находить в тексте ответы на вопросы).
Лабораторная работа Знать: наследственность и изменчивость
№2, 3 «Изменчивость – основные свойства живого организма,
организмов».
формы изменчивости,
модификационная, мутационная,
Лабораторная работа комбинативная. Уметь: определять
№4
форму изменчивости по ее сущностным
«Приспособленност
характеристикам, приводить примеры
ь организмов к среде различных форм изменчивости.
обитания.
Лабораторная
работа №5
«Ароморфозы у
растений».

Знать: дрейф генов - фактор эволюции,
популяционные волны; изоляция важный эволюционный фактор; типы
изоляции - биологические механизмы,
препятствующие скрещиванию особей
разных видов. Уметь: объяснять роль
дрейфа генов и популяционных волн в
эволюции; образование новых видов,
сравнивать типы изоляции.
Знать: понятие «естественный отбор» и
его роль в эволюции, естественный
отбор - основная и направляющая
движущая сила эволюционного
процесса. Уметь: сравнивать разные
формы естественного отбора друг с
другом и правильно определять их по
сущностным признакам.
Знать: разнообразные приспособления к
среде обитания у растений и животных.
Уметь: выявлять приспособления к среде
обитания у различных биологических
объектов. Знать: географическое и
экологическое видообразование,
необходимость сохранения видового
многообразия растений и животных.
Уметь: определять способы
видообразования и сравнивать их друг с

видов животных и растений.

существование
24

25

26

27

28
29
30

31

32

33

34

Эффективность естественного отбора.
Кумулятивное действие естественного
отбора
Лабораторная работа №4
«Приспособленность организмов к среде
обитания.
Формы естественного отбора. Движущий
отбор. Стабилизирующий отбор.
Дизруптивный отбор
Половой отбор. Выявление следов
разных форм отбора при анализе
современных популяций
Направления и пути эволюции.
Адаптации. Ароморфоз. Идиоадаптация
Лабораторная работа №5 «Ароморфозы
у растений».
Видообразование. Аллопатрическое и
симпатрическое видообразование.
Изоляция как пусковой механизм
видообразования
Микроэволюция и макроэволюция.
Коэволюция. Формы
эволюции.
Дивергенция. Конвергенция.
Параллелизм
Генетические механизмы
крупных
эволюционных преобразований.
Дупликации генов и возникновение
новых функций и органов
Эволюция и мы. Патогены и
лекарственная устойчивость.
Устойчивость к пестицидам. Эволюция
чужеродных видов
Контрольная работа №1.по теме
«Факторы эволюции»

1

1

1

другом. Знать: главные пути и
направления эволюционного процесса,
негативное отношение к проявлениям
человеческой деятельности, приводящим
к биологическому регрессу различных
видов животных и растений.
Уметь: правильно сравнивать различные
направления и пути эволюции,
иллюстрировать рассказ о них
разнообразными примерами.

1

1
1
1

1

1

1

1

Глава 4. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 часов)
35

Сущность жизни. Живое и неживое.
Биогенез и абиогенез. Гипотезы
происхождения жизни на Земле. Теория
биопоэза

1

Сущность основных гипотез
возникновения и развития жизни на
Земле. Химический,
предбиологический, биологический и

Знать: сущность основных гипотез
возникновения и развития жизни на
Земле. Химический,
предбиологический, биологический

Образование биологических мономеров и
полимеров. Атмосфера древней Земли.
Абиогенный синтез органических
веществ. Образование и эволюция
биополимеров. Представление об РНКмире
Формирование и эволюция пробионтов.
Образование и эволюция мембран.
Способы питания первых организмов .

1

38

Изучение истории Земли. Методы
датировки событий прошлого.
Геохронологическая шкала.
Палеонтология

1

39

Развитие жизни в криптозое. Основные
эволюционные события в архее и
протерозое. Симбиотическая теория
возникновения эукариот.
Развитие жизни на Земле в палеозое.
Важнейшие эволюционные события в
палеозое. Пермское вымирание видов

1

41

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
Основные эволюционные события
мезозоя и кайнозоя

1

42

Обобщение и систематизация материала
по теме «Возникновение и развитие
жизни на Земле»»

1

43

Место человека в системе живого мира
—морфологические и физиологические
данные.
Место человека в системе живого мира
— данные молекулярной биологии и
биологии развития
Происхождение человека.
Палеонтологические данные.
Ископаемые приматы. Австралопитеки

36

37

40

1

1

социальный этапы развития живой
материи. Опыты Л. Пастера,
А.И.Опарина.

и социальный этапы развития живой
материи. Опыты Л. Пастера,
А.И.Опарина. Уметь: находить
главное в гипотезах, арактеризовать
основные гипотезы возникновения
жизни на Земле, отвечать на
проблемные вопросы данной темы.

Крупнейшие ароморфозы, их значение
для развития жизни на Земле; влияние
деятельности живых организмов на
изменение геологических оболочек
Земли.
Развитие
наземных организмов, выход растений
на сушу, псилофиты, мхи. Расцвет
папоротникообразных, многообразие
морской фауны.

Знать: крупнейшие ароморфозы, их
значение для развития жизни на Земле;
влияние деятельности живых
организмов на изменение геологических
оболочек Земли. Уметь: приводить
примеры, отвечать на
вопросы; характеризовать роль
основных ароморфозов и идиоадаптаций
в возникновении приспособлений у
господствующих в определенной эре
растений и животных. Знать: о развитии
наземных организмов, выходе растений
на сушу, псилофитах, мхах. Знать о
расцвете папоротникообразных,
многообразие морской фауны.
Уметь: называть основные ароморфозы
палеозоя. Знать: главные ароморфозы

Главные ароморфозы мезозоя,
идиоадаптации древних
пресмыкающихся к различным средам
обитания, о появлении птиц и
цветковых растений в мезозое.
Характеристика кайнозоя как эру
новой жизни; влияние человека на
фауну и ландшафты четвертичного
периода.

мезозоя, идиоадаптации древних
пресмыкающихся к различным средам
обитания, о появлении птиц и цветковых
растений в мезозое. Уметь: называть
основные ароморфозы мезозоя;
характеризовать роль основных ароморфозов
и идиоадаптаций в возникновении
приспособлений у господствующих в
определенной эре растений и животных.

Определение «систематика», историю
возникновения систематики;
систематические единицы и их иерархию;
характеристику империй и царств живой
природы.

Глава 5. Возникновение и развитие человека – антропогенез. (8 часов)

44

45

1

1

1

История изучения
проблемы происхождения человека,
ведущую роль учения Дарвина и Энгельса
в ее решении; сходство и различия
человека и человекообразных обезьян;
влияние труда на происхождение
человека.

Предпосылки антропогенеза;
биологические факторы эволюции

Демонстрация:
Коллекции,
Бюсты предков
человека.
Коллекция
«признаки
приматов и
человека»

Знать: историю изучения
проблемы происхождения человека,
ведущую роль учения Дарвина и Энгельса
в ее решении; сходство и различия
человека и человекообразных обезьян;
влияние труда на происхождение
человека. Уметь: доказывать родство
человека с животными и объяснять
качественное отличие человека от
животных. Знать: предпосылки

46

47

48

49

50

Первые представители рода HOMO.
Человек умелый, человек рудольфский,
человек работающий. Человек
прямоходящий. Человек гейдельбергский
Человек неандертальский. Появление
человека разумного. Кроманьонцы.
Родословная HOMO SAPIENS.
Исследования древней ДНК
Расселение людей по Земле. Эволюция
человека разумного. Факторы эволюции
человека. Биологические факторы
эволюции человека
Социальные факторы эволюции человека.
Соотношение биологических и
социальных факторов в эволюции
человека. Человеческие расы
Контрольная работа №2.по теме
«Антропогенез»

1

1

человека, стадии эволюции человека
Биологические и социальные черты
ископаемого человека современного
типа. Факторы эволюции человека.
Биологические особенности
человеческих рас, причины их
возникновения, сущность расизма и
его несостоятельность.

антропогенеза; биологические факторы
эволюции человека, стадии эволюции
человека. Уметь: описывать
систематическое положение
вида Homo Sapiens в системе животного
мира. Знать: биологические и
социальные черты ископаемого человека
современного типа. Знать: биологические
особенности человеческих рас, причины
их возникновения, сущность расизма и
его несостоятельность. Уметь: выявлять
идиоадаптации у представителей разных
рас

1

1

1

Глава 6. Живая материя как система. (7 часов)
51

52

53

54

55

56
57

Системы и их свойства. Простые и
сложные системы. Системные свойства.
Моделирование
Открытые неравновесные системы.
Системы с обратной связью.
Положительные и отрицательные
обратные связи.
Саморегуляция, поддержание гомеостаза.
Свойства сложных открытых
неравновесных систем.
Усложнение биологических систем в
ходе эволюции. Функциональные сети:
генные, белковые, сигнальные.
Самоорганизация на разных уровнях
организации биологических систем. Роль
флуктуаций в процессах
самоорганизации
Многообразие органического мира.
Систематика. Принципы классификации

1

Основные систематические группы
органического мира. Современные
методы классификации организмов

1

1

1

1

1

1

Самоорганизация в живых системах.
Многообразие органического мира.
Систематика.

Коллекции.
Гербарии.

Объяснять существенные
особенности разных уровней
организации жизни как иерархия
соподчиненных систем.
Выявлять простые и сложные
системы.
Характеризовать особенности живых
систем как сложных неравновесных
открытых систем.
Объяснять условия, необходимые для
самоорганизации систем.
Объяснять, как с помощью обратных
связей поддерживается гомеостаз в
организмах.

РАЗДЕЛ 2. Организмы в экологических системах (45 часа)
Глава 7. Организмы и окружающая среда. (12 часов)
58
59
60
61
62

63

64
65

66

67
68

69

Экологические факторы. Закон
толерантности.
Лабораторная работа №6 «Влияние
температуры на самочувствие человека»
Разнообразие и приспособление мелких
членистоногих к разным экосистемам.
Лабораторная работа №7 «Пруд и
аквариум как модель экосистемы.».
Популяция как природная система.
Структура популяции: пространственная,
временная, половая, возрастная,
функциональная.
Динамика популяции. Кривые
выживания. Волны жизни. Регуляция
численности.
Вид как система популяции. Ареал.
Разнообразие ареалов.
Приспособления организмов к действию
экологических факторов. Биологические
ритмы. Диапауза. Фотопериодизм.
Жизненные циклы.
Лабораторная работа №8. «Определение
приспособлений растений к разным
условиям среды»
Вид и его жизненная стратегия. Кстратегия, r-стратегия.
Практическая работа «Выделение
признаков для отнесения выбранных
растений или животных к К-, rстратегам»
Экологическая ниша вида. Эврибионты,
стенобионты. Реализованная ниша,
потенциальная ниша. Закон
конкурентного исключения. Жизненные
формы.

1
1
1
1
1

1

1
1

Лабораторная
Определение «экология»,
экологические факторы, биологический работа №6 «Оценка
влияния
оптимум.
Основные взаимоотношения популяций
разных видов: конкуренция, хищничество,
паразитизм, симбиоз. Функциональные
группы организмов в сообществе:
консументы, продуценты, редуценты.
Экология видов и популяции; биогеоценоз,
его структурные компоненты и их
взаимосвязи (пищевые связи, экологическая
пирамида, продуктивность), смену
биогеоценозов.
Структурные компоненты и их взаимосвязи
Экология видов и популяции; биогеоценоз,
его структурные компоненты и их
взаимосвязи (пищевые связи, экологическая
пирамида, продуктивность), смену
биогеоценозов.
Формы и последствия воздействия
антропогенного фактора на экосстемы.

температуры
воздуха на
человека».
Лабораторная
работа 7 «Пруд и
аквариум как модель
экосистемы.».
Лабораторная
работа №8.
«Определение
приспособлений
растений к разным
условиям среды»

Знать: определение «экология»,
экологические факторы, биологический
оптимум. Уметь: приводить примеры
абиотических и биотических факторов,
биологического оптимума.
Знать: основные взаимоотношения
популяций разных видов: конкуренция,
хищничество, паразитизм, симбиоз.
Функциональные группы организмов в
сообществе: консументы, продуценты,
редуценты. Уметь: приводить примеры
взаимоотношений, экосистем.
Знать: экологию видов и популяции;
биогеоценоз, его структурные
компоненты и их взаимосвязи (пищевые
связи, экологическая пирамида,
продуктивность), смену биогеоценозов.
Уметь: описывать пищевые и
территориальные связи между
популяциями разных видов в
экосистеме, их значение.

1

Экология видов и популяции;
биогеоценоз, его структурные
компоненты и их взаимосвязи (пищевые
связи, экологическая пирамида,
продуктивность). Знать: типы пищевых

1

связей. Уметь: составлять пищевую
цепь различных экосистем.

1

1

структурные компоненты и их
взаимосвязи, смену биогеоценозов.
Уметь: описывать пищевые и
территориальные связи между
популяциями разных видов в экосистеме,
их значение.

Уметь: сравнивать естественный
биогеоценоз, агроценоз, аквариум;
объяснять причины выявленного
сходства и различия.

Глава 8. Сообщества и экосистемы. (12 часов)

Сообщество. Экосистема. Биоценоз.
Биогеоценоз. Биотоп. Свойства
экосистем.
71 Практическая работа «Изучение и
описание экосистем своей местности»
72 Функциональные блоки сообщества.
Энергетические связи и трофические
сети.
73. Потоки энергии в экосистеме.
Экологическая пирамида. Биокосные и
косные компоненты экосистемы.
74 Практическая работа «Составление
пищевых цепей»
75 Межвидовые и межпопуляционные связи
в сообществах. Биотические
взаимоотношения организмов в
экосистеме.
76 Пространственное устройство сообществ.
Ярусная структура сообщества,
геогоризонты экосистемы, мозаичность ,
консорции и стоковые серии экосистем.
77 Практическая работа «Оценка влияния
ярусной структуры на распределение
лишайников»
78 Динамика сообществ. Суточные,
сезонные и многолетние флуктуации.
Саморегуляция экосистем. Сукцессии.
Устойчивость сообществ и экосистем.
79 Лабораторная работа №9 «Выявление
экологических особенностей сообщества
живых организмов аквариума как модели
экосистемы »
80 Формирование сообществ. Модель
равновесия для сообществ
изолированных участков.
81 Видовое разнообразие и устойчивость
сообществ. Агроценоз.
70

1

1
1

Сообщества и экосистемы. Трофические
уровни. Круговороты веществ и потоки
энергии в экосистемах. Видовая и
пространственная структура экосистем.
Влияние деятельности человека на
экосистемы.

Лабораторная
работа №9
«Выявление
экологических
особенностей
сообщества живых
организмов аквариума
как модели
экосистемы »

1

Характеризовать сообшества живых
организмов и экосистем по их основным
параметрам.
Выявлять основные функциональные
блоки в экосистемах.
Составлять схемы трофических сетей.
Выявлять виды, важные для сукцессий.
Выявлять последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего
региона, предлагать способы снижения
антропогенного воздействия на
экосистемы.

1
1

1

1

1

1

1

1

Глава 9. Биосфера. (10 часов)
82

Биосфера – экосистема высшего ранга.
Границы биосферы. Биомасса биосферы.
Биомы – основные типы экосистем.

1

Определение «биосфера», свойства
Лабораторная
биомассы, границы биосферы и факторы, их работа№10
определяющих.
«Сравнительная

Знать: определение «биосфера»,
свойства биомассы, границы биосферы и
факторы, их определяющих. Сущность

Представления В.И. Вернадского о
функциях живого вещества в биосфере.
Биохимический круговорот.
Биогенная миграция атомов.
Круговороты кислорода и углерода.

1

85

Биогенная миграция атомов.
Круговороты азота, фосфора и воды.

1

86

Роль человека в биосфере.
Антропогенное воздействие на биосферу.

1

87

Основные типы измененных и
нарушенных экосистем. Восстановление
и деградации экосистем.
Практическая работа «Оценка
антропогенных изменений в природе на
примере родного края»
Практическая работа «Воздействие
человека на водную среду и берега
водоёмов»
Лабораторная работа№10
«Сравнительная характеристика
природных и нарушенных экосистем.».
Концепция устойчивого развития
биосферы.

1

83

84

88

89

90

91

1

Сущность круговорота веществ и
превращения энергии в биосфере.
Формы и последствия воздействия
антропогенного фактора на биосферу.
Ноосфера.

характеристика
природных и
нарушенных
экосистем.».

круговорота веществ и превращения
энергии в биосфере. Уметь: выявлять
взаимосвязи между живой и неживой
природой
Знать:сущность круговорота веществ и
превращения энергии в биосфере.
Формы и последствия воздействия
антропогенного фактора на биосферу
Уметь: выявлять взаимосвязи между
живой и неживой природой

1

1

1

1

Глава 10. Биологические основы охраны природы. (11 часов)
92

93

94

95
96

Сохранение многообразия видов как
основа устойчивости биосферы. Красная
книга.
Антропогенные причины вымирания
видов и популяций. Минимально
жизнеспособные популяции. Сохранение
генофондов и реинтродукция.
Сохранение и поддержание
биологического разнообразия на
экосистемном уровне. Особо охраняемые
территории. Заповедники. Национальные
парки. Биосферные резерваты.
Особо охраняемые территории
Свердловской области.
Биологический мониторинг.
Дистанционное зондирование Земли.

1

Антропогенные факторы воздействия на
биоценозы. Проблемы рационального
природопользования, охрана природы:
защита от загрязнений, сохранение
эталонов и памятников природы,
обеспечение природными ресурсами
населения планеты. Меры по образованию
экологических комплексов.

1

Формы и методы биологического
мониторинга. Области применения.

1

1
1

Лабораторная
работа №11
«Определение
качества воды
водоёма».

Знать: антропогенные факторы
воздействия на биоценозы. Проблемы
рационального природопользования,
охрана природы: защита от загрязнений,
сохранение эталонов и памятников
природы, обеспечение природными
ресурсами населения планеты. Меры по
образованию экологических комплексов.
Уметь: предлагать меры по охране
природы; называть основные формы
неблагоприятного воздействия человека
на природу.
Уметь: предлагать меры по охране
природы; называть основные формы
неблагоприятного воздействия человека
на природу.

Лабораторная работа №11 «Определение
качества воды водоёма».
98 Биоиндикация загрязнений биосферы.
99 Экскурсия в краеведческий музей
100 Использование достижений биологии для
обеспечения человечества
продовольствием и энергией с
минимальным ущербом для природы.
101 Экологическая игра «Свалка по имени
Земля»
102 Семинар «Экологическая ситуация в
родном городе»
97

1
1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».