Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Качканарского городского округа (МОУ СОШ№3) СОГЛАСОВАН Управляющим советом Протокол от 30.августа 2023г № 1 Председатель УС _______Е.А. Бартоломей ПРИНЯТ Педагогическим советом Протокол от 31 августа 2023г № 1 УТВЕРЖДЕН И.О. директора МОУ СОШ №3 ________Т.Г. Дресвянникова Приказ от 30.августа 2023г № 275 МОЗАИКА Модульная программа внеурочной деятельности для учащихся 1 классов Срок реализации - 1 год Составители: Смирнова Н.В., учитель начальных классов Гайворонская П.М.,учитель начальных классов Первушина М. И., учитель музыки Волкова Н.А., учитель ИЗО Качканар 2023г. Пояснительная записка Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для создания в комфортной развивающей среды, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Основная цель организации внеурочной деятельности учащихся 1 классов – создание условий для успешной адаптации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие учащихся в свободное время. Модульная программа внеурочной деятельности «Мозаика» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности, представленный в программе: познавательной, спортивно-оздоровительной, трудовой, игровой, проблемноценностное общение, художественное творчество, – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочные занятия направляют деятельность каждого ученика так, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. В программу вошли 4 модуля: Умники и умницы, Уроки добра, Музыкальная шкатулка и Мастерилка. Каждый модуль включает 8 занятий. Первое (вводное) и последнее (заключительное) занятие проводит классный руководитель. Модуль «Умники и умницы» направлен на совершенствование у первоклассников восприятия, внимания, воображения, памяти, развитие алгоритмического и логического мышления, развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы. Модуль «Музыкальная шкатулка» (педагог Первушина М.И.) направлен на формирование ценностных эстетических ориентиров, развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и овладение навыками вокального пения, выявление и развитие творческой индивидуальности каждого первоклассника. Модуль «Мастерилка» (педагог Иванцова Е.А.) направлен на развитие творческих способностей, художественного вкуса ребёнка, привычки к свободному самовыражению, уверенности в себе, пробуждает инициативу и самостоятельность, знакомит первоклассников с профессиями дизайнера, художника, швеи, скульптора. Модуль «Уроки добра» (педагог Волкова Н.А.) направлен на формирование понятий «добро и зло», «любовь и дружба», «сострадание и жестокость», учит ладить с окружающими людьми, бережно относиться к близким. Программа адресована учащимся 1 классов. Программа рассчитана на 34 часа в год. Из учащихся 1 классов формируется 4 группы. Каждая группа в течение учебного года последовательно проходит занятия по всем модулям (по принципу «вертушки», модули меняются еженедельно). Каждый модуль рассчитан на 8 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Первое занятие (вводное) и последнее (заключительное) проводит классный руководитель. Модуль «Умники и умницы» Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Цель программы: расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития; развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Задачи программы: создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску; обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания; обучить приемам поисковой и творческой деятельности; развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»; сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Формы и режим занятий: по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Занятия отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логическипоисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. заданий. Виды деятельности: игровая, познавательная. Ожидаемые результаты: В ходе решения задач школьников будут сформированы способности: • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, не получилось, видеть трудности, ошибки); • планировать (составлять план действий); • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя существенное); • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; • взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других; • сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество; • способствовать приобретению опыта учащимися выполнения функций, составляющие умение учиться. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. Формы подведения итогов реализации программы Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы». Контроль и оценка планируемых результатов: В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце 1 полугодия. Итоговый контроль в конце года. Формы контроля: тестирование; практические работы; творческие работы учащихся; контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Форма текущей аттестации (зачет) определяется педагогом дополнительного образования и отражается в дополнительной образовательной программе. Результатом промежуточной аттестации являются низкий, средний или высокий уровни освоения детьми дополнительной образовательной программы: Низкий уровень - деятельность выполняется по образцу с погрешностями; Средний уровень - деятельность выполняется по образцу, качественно, аккуратно; Высокий уровень - проявляется творческое отношение к выполнению той или иной деятельности. Результаты заносятся в таблицу. Педагогические технологии: Здоровьесберегающие; Игровые; Личностно-ориентированного обучения Технология АМО Рекомендуемая модель занятия в 1 классе. 1. «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. 2. Разминка (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. 3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (10 – 15 минут) Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. 4. Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. 5. Логически-поисковые задания (10-12 минут). 6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта. 7. Графический диктант, штриховка (10 минут). Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически думать. На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями или просто закрашивают. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Графические диктанты – это способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказы, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц 1 и 2, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 8. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка. Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и умницы» Тема Общее количество часов Введение. Инструктаж по ТБ. Выявление 1 уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) Развитие концентрации внимания. 1 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Тренировка слуховой памяти. Развитие 1 мышления. Графический диктант. Тренировка зрительной памяти. Развитие 1 мышления. В том числе Теоретические Практические - 1 - 1 - 1 - 1 Графический диктант. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итого 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 8 - 8 Модуль «Музыкальная шкатулка» Современными учеными доказано, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Модуль «Музыкальная шкатулка» направлен на формирование ценностных эстетических ориентиров, развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и овладение навыками вокального пения, выявление и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося. Программа составлена с использованием следующей методической литературы: Дмитриева Л.Т., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания» М. «Академия» 2000 г.; Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» М. «Академия» 2000 г.; Тельгарова Р.А. «Уроки музыкальной культуры» М. «Просвещение» 1991 г. Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретут новые знания по музыкальной культуре, познакомятся с народными музыкальными традициями, что играет большую роль в формировании художественного вкуса. Программа связана с учебными предметами «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство». При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках чтения – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. Содержание модуля сочетается с программой по учебному предмету «Музыка» Е.Д.Критской. Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, расширяя, дополняя и углубляя его. Это позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Программа направлена на эстетическое воспитание и творческую активность, что соответствует цели и задачам ООП НОО, реализуемой в МОУ СОШ №3. Музыкальные занятия направлены на то, чтобы развивать у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил музыкально – художественные ценности. Занятия включают различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкальноритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально- драматическая театрализация. Занятия проводятся в игровой форме. Каждое занятие начинается с загадки, которую дети разгадывают в процессе занятия. В начале разучивания той или иной песни, всегда проводится вводная беседа. Обязательно обращается внимание детей на авторов, историю создания. Дети разучивают песни, попевки, упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха, слушают музыкальные произведения, играют на музыкальных инструментах, выполняют музыкально – ритмические движения. Исполняют музыкальные произведения хором, небольшими группами 2-3 человека, солируют. Планируемые результаты реализации модуля «Музыкальная шкатулка» В области личностных результатов: • Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; • Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству; • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. В области метапредметных результатов: • Умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно – творческих задач; • Уметь проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а так же произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства по заданным в программе критериям; • Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; Осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи. • Подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза; • Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач; • Участие в музыкальной жизни класса, школы, города. В области предметных результатов: • умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений; • умение воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; • умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки; • знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых; • проявление навыков вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки; Содержание модуля «Музыкальная шкатулка» Здравствуй школа! Правила поведения на занятии, правила пения. Подготовка голосового аппарата. Проверка музыкального слуха. Слушание музыки, определение характера и настроения музыкального произведения, упражнения вокальной гимнастики, дыхательные упражнения. Разучивание произведения о школе. Осень в музыке. Мелодия – главная мысль музыкального произведения. Характерные особенности жанров: песня, танец, марш. Упражнения на чистоту интонаций. Прогулка в осенний парк. Отражение музыкальных впечатлений в рисунке. Подготовка концертных номеров к Дню Матери. Музыкальная азбука. Основы музыкальной грамотности. Нотный стан, звукоряд, скрипичный ключ, жесты дирижера. Упражнения на работу артикуляционного аппарата. Знакомство с музыкальными терминами. Разучивание произведений, слушание музыкальных примеров. Музыкальные игры. Ох, ты зимушка-зима! Работа над постановкой артикуляционного аппарата, упражнения на дыхание, чистоту интонаций. Разучивание произведения о зиме. Слушание произведений композиторов-классиков о зиме. Прогулка и зимние игры на улице. Про любимые игрушки. Выразительное чтение стихотворений, работа над правильной интонацией, упражнения на декламацию. Повторение произведений о зиме. Подбор и разучивание репертуара для концертов и конкурсов. Весенние прогулки. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации на мелодию новой песни «Шарики воздушные». Слушание и анализ музыкальных произведений (фрагментов). Исполнение песен «Кукла», «Три пингвина», «Шарики воздушные», «Мамочка моя». Очень любим маму. Портреты, созданные с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи, изобразительные и выразительные особенности музыкального сочинения. Учимсяч петь выразительно, эмоционально, передавая характер произведения. Правильно стоять, выходить и уходить со сцены. Веселые музыканты. Занятие-концерт. Различие тембров разных музыкальных инструментов, сопоставление звучания народных и профессиональных инструментов Повторение разученных музыкальных произведений. Тематический план модуля «Музыкальная шкатулка» № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 Здравствуй, школа! Осень в музыке. Музыкальная азбука. Ох, ты зимушка – зима! Про любимые игрушки Весенние прогулки Очень любим маму Веселые музыканты Всего часов Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Количество часов Аудиторные Неаудиторные 1 0 0 1 1 0 0 1 0,5 0,5 0 1 0 1 0 1 2,5 5,5 Модуль «Мастерилка» Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». В Учебном плане 1 класса на изучение курса «Технология» 1час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Поэтому в Программу внеурочной деятельности «Мозаика» включен модуль «Мастерилка», направленный на развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности принимаемых решений, привычки к свободному самовыражению, уверенности в себе. Деятельность детей на занятиях «Мастерилки» направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Планируемые результаты реализации модуля «Мастерилка» В области личностных результатов у учащихся будут сформированы: - интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; - познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; - адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. - культура общения в совместном труде, трудолюбие, усидчивость, терпение. Учащиеся получат возможность для формирования: - внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания. В области метапредметных результатов учащиеся научатся: - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - различать способ и результат действия. - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ, договариваться, приходить к общему решению; - оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - анализировать объекты, выделять составные части, осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - строить высказывания и рассуждения об объекте. В области предметных результатов учащиеся - расширят знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - познакомятся с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; - научатся использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; - познакомятся с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов. Содержание модуля «Мастерилка» Вводное занятие. Правила техники безопасности. Виртуальная выставка декоративноприкладного творчества. Знакомство с работами разных авторов, выполненных в разных техниках. Оригами. Знакомство с историей оригами. Техника выполнения оригами. Выполнение работы «Рыбка». Выставка работ. Аппликация. Виды аппликации. Техника выполнения аппликации. Аппликация из геометрических фигур «Чебурашка». Объемная аппликация «Цветы для мамы». Выставка работ. Лепка. Материалы для лепки. Техники лепки. Лепка конструктивным способом несложной фигуры «Зайчик». Выставка работ. Плетение. Материалы для плетения. Виды плетения. Изготовление закладки способом плетения. Акция «Подарок другу». Работа с картоном. Свойства бумаги и картона. Виды картона. Техника работы с картоном. Работа с картоном «Доктор Айболит». Выставка-презентация лучших работ по итогам года для учащихся и родителей. Выставка будет организована на родительском собрании в мае месяце. Учащиеся презентуют свои работы. Тематический план модуля «Мастерилка» № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема занятия Всего Вводное занятие. Правила техники безопасности. 1 Виртуальная выставка. Оригами. «Рыбка». 1 Аппликация. «Чебурашка». «Цветы для мамы» 1 Аппликация. «Цветы для мамы» 1 Лепка. «Зайчик». 1 Плетение. Закладка. 1 Работа с картоном. «Доктор Айболит». 1 Выставка-презентация лучших работ по итогам 1 года для учащихся и родителей Всего часов 8 Количество часов Аудиторных Неаудиторных 1 0 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 4 4 Модуль «Уроки добра» В условиях современного развития общества, особую роль приобретают вопросы воспитания детей на основе восприятия общечеловеческих ценностей. Будущее нашего общества, его социальный и нравственный климат определяются тем, что происходит в душах детей. Нравственно-этические ценности можно и нужно формировать в школе. Понимание необходимости осознания каждым человеком его роли и места в социальной действительности, его личной ответственности за собственную жизнь, что хорошо конкретизируется через понятие «духовность», основанное на вечных критериях истины, добра, красоты, в которых отражается стремление, желание, умение людей быть «человечными», т.е. следовать таким добродетелям, как сострадание, чуткость, заботливость, умение радоваться привело к созданию данной Программы ВУД «Уроки добра», которая реализуется в МОУ СОШ №3 для учащихся начальной школы и в программе «Мозаика» представлена одним из модулей. Программа «Уроки добра» разработана на основе Методических рекомендаций «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я. Данилюка. При составлении программы использован опыт работы по нравственному воспитанию Муниципальной средней общеобразовательной школы №8, г. Каменка, Муниципальной средней общеобразовательной школы №204, г. Минск. Особенность занятий по Программе ВУД «Уроки добра» в том, что педагог в доступной форме доносит до детей базовые нормы морали и нравственности, адаптируя тексты художественных произведений, сказок, пословиц, притчи из Библии к жизненным ситуациям. Программа ориентирована на применение таких современных образовательных технологий, как проблемный диалог (требует поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать); продуктивное чтение (интерпретация текста порождает нравственную оценку, дети откровенно делятся своими взглядами, суждениями), метод проектов (выполнение творческих заданий по созданию стихов, рисунков). Такой методический прием как «рисунок по теме», способствует выражению на листе бумаги эмоционального отношения к теме. При проведении занятий используется коллективная, групповая, индивидуальная форма работы. Взаимодействие учителя и учащихся организуется через беседу, дискуссию, игру, совместное творчество. - Планируемые результаты реализации модуля «Уроки добра» В области личностных результатов у учащихся будут сформированы: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; умение различать хорошие и плохие поступки на основе базовых принципов морали и ценностей; умение отделять оценку поступка от оценки человека; признание неприкосновенности чужой собственности; толерантное отношение к людям другой нации, другому образу жизни, другому мнению. стремление избегать плохих поступков; умение признавать собственные плохие поступки действовать для заглаживания своей вины; следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах. проявление готовности к помощи тем, кто в этом нуждается готовность препятствовать (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности; развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия; развитие моральных чувств – чувства совести, ответственности, стыда и вины как регуляторов морального поведения учащихся В области метапредметных результатов у учащихся будут сформированы принятие познавательной задачи и ее сохранение, регуляция учащимся учебных действий на основе принятой познавательной задачи; владение основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей - умение устанавливать причинно-следственные связи; умение работать с метафорами- понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов; - умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; - умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - умение оказывать поддержку и содействие в совместной деятельности. Содержание модуля «Уроки добра» Добро – это радость. Рассказ про Поллианну. Умение девочки в любых обстоятельствах видеть доброе и уметь радоваться, повлияло на все ее окружение, общаясь с ней, люди учились тому же. Выставка рисунков по сюжету рассказа. Доброе сердце может быть у каждого человека. Сказка о добром волшебнике. Чтобы спасти город от беды группе ребят надо совершить ряд добрых дел, но злые силы отвлекали их, предлагая развлечения, угощения и т.д. Но преодолев все искушения, дети победили зло, и город был спасен. Игра «С друзьями я могу…». Не ленись, но трудись. Труд муравьев. Уникальные насекомые, не смотря на свои размеры, способны строить огромные муравейники, запасаться на зиму едой, бережно относятся к потомству. Человеку есть чему поучиться, при том, что у муравья нет начальников, они знают свою работу. Проблемный диалог «Если у меня будет сила муравья, какой дом построю я?». Интерактив «Я построю дом» Безопасность на дорогах. Повторяем ПДД, актуализируем знания, анализируем случаи из городской сводки о ДТП. Рисунок по теме. Рождество. Многовековая история о рождении младенца Христа оживет для детей с помощью кукольного театра. Выставка рисунков по теме «Чудеса рождественской ночи» Любовь и жертвенность. Г.Х. Андерсен «Ромашка» сказка о большой любви, горьком разочаровании и о напрасных жертвах. Проблемный диалог. Составление устного портрета главных героев. Пасхальный узор. В традиции праздновать Светлую Пасху, есть особое отношение к праздничному столу, куличи, крашеные яйца. История возникновения праздника. «Писанка» – декоративно прикладное творчество (пластилин). День победы. Тяжёлые дни, ведущие к Победе в Великой Отечественной Войне. Храбрость и отвага солдат является примером для молодого поколения. Нельзя забывать о великом подвиге многонационального народа – победителя. Творческое дело «Открытка победителю» даст возможность ребятам проявить свое отношение к этому событию. Тематический план модуля «Уроки добра» № 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование темы Добро – это радость Доброе сердце Не ленись, но трудись Безопасность на дорогах Рождество Любовь и жертвенность Пасхальный узор День Победы Всего часов Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Кол-во часов Аудиторных 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 Неудиторных 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 Оценка результатов реализации модульной программы «Мозаика» Подведение итогов по результатам освоения Программы ВУД «Мозаика» организуется через диагностику духовно-нравственных качеств личности учащихся (Методика Маляковой Н.С.), участие в творческих конкурсах художественной и духовно-нравственной направленности, показательные выступления перед родителями, концерты. В течение года организуются тематические выставки работ учащихся. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики личностных достижений учащегося служит портфолио достижений. В портфолио достижений учащегося в результате реализации Программы ВУД «Мозаика» войдут: сочиненные стихи; рисунки и работы учащихся (или их фото), памятки по ЗОЖ, комплексы физических упражнений. цифровой Дресвянников Подписано подписью: Дресвянникова Татьяна Георгиевна а Татьяна Дата: 2023.10.18 15:03:30 Георгиевна +05'00'