Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Качканарского городского округа (МОУ СОШ№3) СОГЛАСОВАН Управляющим советом Протокол от 30.августа 2023г № 1 Председатель УС _______Е.А. Бартоломей ПРИНЯТ Педагогическим советом Протокол от 31 августа 2023г № 1 УТВЕРЖДЕН И.О. директора МОУ СОШ №3 ________Т.Г. Дресвянникова Приказ от 30.августа 2023г № 275 Программа внеурочной деятельности «Школьный театр» Срок реализации - 1 год Возраст учащихся: 10-15 лет Составитель: Лысенкова Анна Александровна, учитель английского языка Качканар 2023год 1. Пояснительная записка 1.1. Обоснование актуальности и ее практической значимости Обновленные образовательные стандарты в качестве основной цели и одной из приоритетных задач общества и государства называют воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Таким образом, процесс образования понимается не только как процесс формирования учебной деятельности ребенка, но и как процесс развития личности. Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Одна из важнейших особенностей искусства – это отражение действительности в художественных образах, которые на сознание и чувства влияют ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершённые по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Наряду с общекультурным развитием школьника, реализуется еще ряд функциональных направлений – развивающее, корректирующее, профилактическое. Образное перевоплощение, обыгрывание образов, действий помогает развитию уверенного поведения с одной стороны, и снижению негативных внутриличностных тенденций – с другой стороны. В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость в разработке и реализации программы в области театрального искусства. Основным концептуальным положением данной программы стало понимание использования и координации всех практических навыков, приобретаемых учащимися в процессе освоения занятий по художественному слову. Синергия физического, эмоционального и интеллектуального аппарата ребенка способствует гармоничному развитию внутриличностного компонента. Составляющими компонентами социальной функциональной грамотности школьника в аспекте содержания Программы выступают: умение четко и уверенно выражать, и отстаивать свою позицию; умение сочувствовать, сопереживать, понимать свои эмоции и эмоции других людей; готовность успешно адаптироваться в изменяющейся ситуации, приспосабливаться к различным ситуациям; умение видеть, принимать и корректировать свои недостатки; готовность к пониманию и принятию позиции другого человека; способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, проектировать способы поведения с учетом полученного эмоционального опыта; умение находить нестандартные новые решения; развитие качественного понимания, литературной и общечеловеческой ценности культуры и искусства. Программа построена с учетом следующих принципов: Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностный, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, изучении черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения, можно воспитать у детей положительные привычки и положительное отношение к искусству, сформировать культуроприемлимое поведение, гармонично и легко скорректировать пробелы в воспитании и развитии личности. Принцип возрастного соответствия. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания. По такому же принципу подбираются упражнения на развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где необходимо соблюдать определенные социальные нормы и правила поведения. Нарушение общепринятых норм может повлечь за собой определенные внутриличностные либо межличностные конфликты. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Данный принцип способствует тому, что дети достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель программы – укрепление физического и психического здоровья школьников, развитие базовых основ воспитания современного нравственноориентированного человека. Общая цель Программы получает конкретизацию по уровню образования ООО с учетом целевых ориентиров рабочей программы воспитания ООП. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников. Задачи. Образовательные: сформировать мотивационно-поведенческую культуру поведения на сцене во время репетиции и выступления; правил работы с партнером, реквизитом, сценической установкой; повысить у обучающихся уровень знаний в области художественной литературы и искусства; помочь обучающимся усвоить базовые этические и эстетические нормы поведения в обществе; сформировать систему актерских знаний, умений и навыков; помочь обучающимся в поиске смысловой составляющей художественного текста; сформировать умения по комплексному использованию знаний по разным предметам. Развивающие: развивать и реализовывать творческие способности подростков; развивать навык запоминания и воспроизведения текстов; развивать навык самостоятельно (или при помощи взрослого) готовиться к выступлению; сформировать модель уверенного и бесконфликтного поведения подростка в обществе; развивать у обучающихся навыки soft skills: коммуникативность, критическое мышление, эффективное межличностное взаимодействие, креативность. Воспитательные: сформировать у обучающихся дисциплинированность и чувство ответственности за свои действия; выработать у обучающихся культуру нравственного поведения в социуме; сформировать у школьников сознательное внутренне положительное отношения к личностному росту и росту личности внутри группы. 1.3. Планируемые результаты обучения В процессе занятий должны быть достигнуты следующие результаты личностного развития подростка: Личностные результаты: формирование культуры общения и поведения в социум; формирование уверенности в себе; приобретение потребности в регулярном общении с произведениями искусства; воспитание в себе компетентного, интеллектуального и культурного зрителя; Метапредметные результаты: развитие мыслительных процессов, воображения; восприятие окружающего мира через творческие процессы; анализ причин успеха или неудачи в своей театральной деятельности; Предметные результаты: осваивание элементов актерского мастерства, сценической речи и сценического движения; выразительное чтение стихотворений и прозаического материала; распределение себя в пространстве сцены; знание истории театра, видов и жанров театрального искусства; В процессе занятий должны быть достигнуты следующие результаты личностного развития подростка: Подросток усваивает определенные правила поведения в обществе, на сцене, вовремя совместного рабочего процесса. Умеет грамотно коммуницировать со старшими и сверстниками в процессе совместной деятельности. Умеет грамотно выстроить свое публичное выступление. Идентифицирует свои эмоции и эмоции других членов коллектива, умеет управлять ими. Умеет снимать внутренние зажимы. Умеет ответственно относиться к результатам своей деятельности и результатам деятельности коллектива или группы. Усваивает основы нравственных ценностных ориентиров общества. Умеет находить нестандартные решения на поставленные задачи. Умеет критично мыслить и оценивать свои действия. Осознает нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляет интерес к чтению. Знает и соблюдает основные правила этикета в обществе. 1.4. Целевая аудитория (контингент слушателей) Учащиеся 5-9 классов общеобразовательных организаций. 1.5. Объем программы Общая трудоемкость программы составляет: 34 часа. 1.6. Форма проведения занятий: очная Сроки реализации программы. Программа реализуется 1 раз в неделю в параллели 5-9-х классов в течение учебного года. 2. Содержание программы 2.1. Тематический план программы План программы внеурочной деятельности для учащихся 5-9-х классов общеобразовательной организации школьный театр «Маска» № Название темы Количество часов 1 Развитие сенсорных способностей у детей 1 Тема 1 Игра – как способ развития сенсорных 4 2 Тема 2 Понятие «Сценическое внимание» 2 3 Тема 3 Упражнения на развитие сценического 4 4 Тема 4 Понятие «Сценическая память» 2 5 Тема 5 Упражнения на развитие зрительской памяти 2 6 Тема 6 Упражнения на развитие слуховой памяти 2 7 Тема 7 Упражнения на развитие кинетической памяти 2 8 Тема 8 Упражнения на развитие осязательной и 2 9 Тема 9 Упражнения на развитие эмоциональной памяти 2 2 Развитие элементов актерского мастерства 10 Тема 10 Понятие «Сценическое воображение» 2 11 Тема 11 Упражнения на развитие сценического 4 12 Тема 12 Понятие « Сценическое действие » 2 13 Тема 13 Упражнения на развитие верного 2 14 Итоговое обобщающее занятие 2 Итого: 34 Занятия направлены на выявление психофизических предикатов актерского творчества у учащихся, с целью определения эффективных методов воздействия на учебную активность учащихся и создания оптимальных условий для развития актерских навыков. 1. Развитие сенсорных способностей у детей Тема 1 Игра – как способ развития сенсорных способностей у детей (4ч). Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют. Игра детей и подростков, как самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. Игра как нормативная и равноправная деятельность школьников, меняющих свои цели по мере взросления. Игра как практика развития. Тема 2 Понятие «Сценическое внимание» (2ч). Внимание как аспект сценического искусства. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости. Тема 3 Упражнения на развитие сценического внимания (4ч). Взять несколько открыток или фотографий, на которых изображены люди в разных позах. Повторить их позы. По доносящимся с улицы звукам постараться нарисовать в воображении детальную картину происходящего. Нащупать в кармане несколько давно забытых там монет и с помощью пальцев попробовать выяснить их достояние. Научиться различать запахи разных цветов. Тема 4 Понятие «Сценическая память» (2ч). Понятие «сценическая память». Виды сценической памяти. Сценическая наблюдательность. Тема 5 Упражнения на развитие зрительской памяти (2ч). «Разноцветная лесенка-1,2» - запоминание и воспроизведение расположения последовательности цветовых карточек. «Фигуры» - запоминание и воспроизведение расположения сочетания геометрических фигур. Упражнения на концентрацию внимания: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек или Большое зеркало». Тема 6 Упражнения на развитие слуховой памяти (2ч). «Эстафета слов» - каждый участник в порядке очереди называет любое слово, последующий участник называет свое слово и слово предыдущего участника и т.д. «Каскад слов» - воспроизведение слов в геометрической прогрессии. «Угадай звук» - распознавание музыкальных отрезков, различных звуков. Тема 7 Упражнения на развитие кинетической памяти (2ч). «Статуя» – пластический этюд на заданную тему. «Совместная картина» – воспроизведение коллективных пластических этюдов (картины, фотографии). Дыхательная гимнастика: «Свеча» - глубокий вдох и резких выдох, как - будто тушим свечу. «Непослушная свеча» – глубокий вдох и два резких выдоха, как – будто тушим свечу, а она не гаснет. «Цветочный магазин» – вдыхаем глубоко аромат цветов, на медленном выдохе произносим характерных звук – «а». Упражнения артикуляционной гимнастики. Тема 8 Упражнения на развитие осязательной и вкусовой памяти. (2ч). «Найди пару» - тактильное изучение руки партнера с последующим выявление ее среди множества других рук. «Гурман» – распознавание вкусовых качеств фруктов. (кислое, сладкое, сочное, мягкое, твердое и др.) Тема 9 Упражнения на развитие эмоциональной памяти (2ч). «Зеркало» – упражнение на распознавание своих эмоций, воспроизведение эмоций, глядя на себя в зеркало. Упражнение «Маска» – дети по очереди становятся в центр круга и надевают на себя заранее подготовленные маски с различными эмоциями. Остальные участники изображают на своем лице ту эмоцию, маска которой на лице участника в центре. Последний должен угадать эту эмоцию. «Назойливая муха» – упражнение на эмоциональную устойчивость, проводится посредством визуализации образа надоедливой мухи, севшей на лицо, которую нужно отгонять, не открывая глаз. «Аверс и реверс» – переключение с негатива на позитив, осуществляется методом анализа негативной ситуации с поиском позитивных последствий. 2. Развитие элементов актерского мастерства Тема 10 Понятие «Сценическое воображение» (2ч). Раскрытие понятий «художественный образ», «этюд». Понятие о функциональной роли воображения для актера. Основные компоненты воображения, помогающие реализовывать творческий потенциал. Тема 11 Упражнения на развитие сценического воображения (4ч). «Ассоциации» – любые варианты упражнения, связанные с ассоциативным мышлением. «Мафия» – классическая форма коллективной статичной игры. «Крокодил» – демонстрация мини-этюдов на заданную тему. «Кто Я?» – угадывание загаданных другими участниками персонажей. Тема 12 Понятие «Сценическое действие» (2ч). Действие как главное выразительное средство сценического искусства. Особенности действия на сцене. Две стороны действия: внутренняя (психическая) и внешняя (физическая). Тема 13 Упражнения на развитие верного действия на площадке (3ч). Этюд «Тень». Парный этюд. Ребята выбирают партнера. Молча договариваются – кто будет Человеком, а кто тенью. Человек ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения. Повторяя движения Человека, Тень должна действовать в том же ритме и в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие. Этюд «Сад». Это Групповой этюд. В саду рвут яблоки и груши. Дети должны не просто показать, как рвать яблоко с дерева, а именно найти верное напряжения в руках. В размерах и формах яблоки разные: маленькое, кривобокое, его легко сорвать или огромное, на толстом черенке, на него нужно больше усилий. Помочь себе внутренними видениями, и почувствовать правду действия. Напряжение в пальцах должно быть максимальными. Потом - рывок. И тут все напряжение сразу спадает, потому что яблоко сорвано. Главное – последнее действие: яблоко сорвано, пальцы освободились после рывка, стали легкими, теперь требуется совсем небольшое напряжения, чтобы удержать в руке плод. Итоговое обобщающее занятие (2ч). Направлено на закрепление полученной информации. Проводится в форме практического занятия. Детям предварительно предлагается образ, который они на уроке демонстрируют. 3. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной программы. 3.1. Материально-технические условия Занятия проводятся в классе и спортивном зале школы. В классе должно быть техническое оборудование (примерный перечень, который может быть изменен в соответствии с особенностями школы): музыкальный центр, микрофоны, компьютер (а также краски, кисти и остальные необходимые для творчества инструменты). 3.2. Учебно-методическое обеспечение внеурочной программы Учебно-методический комплект внеурочной программы «Школьный театр»: методические разработки, информационный материал, наглядные пособия, фотографии, видеоматериалы, образцы изделий, шаблоны, раздаточный материал. В реализации данной программы могут участвовать педагогические работники имеющие среднее/высшее профессиональное образование. Список рекомендуемых Интернет-ресурсов 1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru. 2. Культура и Образование. Театр и кино //Онлайн Энциклопедия «Кругосвет».– Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino 3. Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru 4. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.art- world-theatre.ru 5. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm 6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php 7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles 8. Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm 9. Средневековый театр.– Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06 10.Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru 11.Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru 12.Театральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru 13.История: Кино. Театр. – Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php 14.Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat 15.Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/ 16.Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru 17.Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat Дресвянник ова Татьяна Георгиевна Подписано цифровой подписью: Дресвянникова Татьяна Георгиевна Дата: 2023.10.19 08:45:04 +05'00'