Общие положения 1.1 Настоящее Положение об индивидуальном проекте обучающихся среднего общего образования в соответствии с ФОП СОО (далее – Положение) разработано в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее - ФОП СОО), основной образовательной программы среднего общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» (далее - Школа) в соответствии с ФОП составлено на основе следующих документов: ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» с изменениями и дополнениями, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО1) и ФОП СОО , утвержд. Приказом Минпросвещения РФ № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" от 18.05.2023 (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта» (с изменениями); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" - Уставом Школы; - Основной образовательной программой среднего общего образования, МОУ СОШ №3. 1.2. Положение регламентирует деятельность Школы по организации работы над индивидуальным проектом. 1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся. 1.4. Индивидуальный проект – особая форма организации деятельности обучающихся по выбору в рамках урочной и внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования, который направлен на индивидуализацию и дифференциацию содержания образования, а также обеспечивает углубление предметных и межпредметных связей. 1.5. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект полидисциплинарного характера. Его цель – продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно- познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую)для освоения социальной жизни и культуры. 1.6. Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, а также может представлять собой небольшое научное исследование, демонстрирующее авторское ведение проблемы, ее оригинальное авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы – результатсерьезного научного поиска и обобщения. 1.7. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося, осваивающего основную образовательную программу среднего общего образования в 10 классе. 1.8. Невыполнение индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной отметки по любому учебному предмету. 1.9. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. 1.10. Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,конструкторского, инженерного. 1.11. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, так и сотрудник иного образовательного учреждения, в т. ч. и высшего образования. 1.12. Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» разрабатывается в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных общеразвивающих программ Школы. 1.13. Темы индивидуальных проектов могут предлагаться как руководителем, так и обучающимися. Темы индивидуальных проектов утверждаются приказом директора Школы. 1.14. Индивидуальный проект является индивидуальным. 1.15. Индивидуальный проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.16. Проектные задания индивидуальных проектов должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий. 2. Цель, задачи индивидуального проекта 2.1. Цель индивидуального проекта: -продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; развивать способность к сотрудничеству и коммуникации; формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; определять уровень сформированной способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 2.2. Задачи индивидуального проекта: обучение планированию (уметь четко определить цель, описать шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы); формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно ее использовать); развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление; формирование и развитие навыков публичного выступления; формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Этапы и примерные сроки работы над индивидуальным проектом 3.1 В процессе работы над индивидуальным проектом обучающийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 3.2 Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя индивидуального проекта, утверждение темы и руководителя индивидуального проекта приказом директора Школы, заполнение паспорта проекта (Приложение 2) 3.3 Основной этап (октябрь-февраль): совместно с руководителем индивидуального проекта разрабатывается план его реализации, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем индивидуального проекта. 3.4 Окончательный вариант результата индивидуального проекта должен бытьпредставлен руководителю проекта за 7 дней до его защиты для рецензии. 3.5 Защита индивидуального проекта осуществляется в мае текущего учебного года. 3.6 По итогам защиты комиссия ставит балльную отметку в соответствии с критериями защиты проекта (Приложение 3). 4. Требования к содержанию, направленности и оформлению индивидуального проекта 4.1. Возможные типы работ и формы их представления 4.1.1. Проекты обучающихся должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, экономической, социальной жизни современного мирового сообщества. 4.1.2. Выполнение проектной работы подразумевает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное её толкование или решение. 4.1.3. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности. 4.2. Основными направлениями проектной деятельности обучающихся являются: 4.2.1. - социальное; 4.2.2. - экономическое; 4.2.3. - исследовательское; 4.2.4. - инженерно-конструкторское; 4.2.5. - информационно-технологическое; 4.2.6. - творческое; 4.2.7. - спортивно-оздоровительное. 4.3. Типы проектов: 4.3.1. Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. 4.3.2. Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн-петли» определение потребности, исследование (дизайнанализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция репортаж и пр.) Обязательно письменное обоснование в виде паспорта проекта. Паспорт должен содержать: - Актуальность и значимость темы - Цель, задачи - Методы и способы создания проекта - Краткий анализ литературы по теме (при необходимости) - Предложения по применению результатов проекта 4.3.3. Практико-ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть, ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта, либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения и практику, а также организации внешней оценки проекта. Обязательно письменное обоснование в виде паспорта проекта. 4.3.4. Информационный проект направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ. 4.3.5. Социальный проект предполагают сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной социально-значимой тематике. 4.3.6. Конструкторский проект – материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. 4.3.7. Инженерный проект – проект с инженерно-техническимсодержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным обоснованием его применения. 4.4. Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности): 4.4.4. макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; 4.4.5. постеры (плакат, афиша), презентации; 4.4.6. альбомы, буклеты, брошюры, книги; 4.4.7. реконструкции событий; 4.4.8. печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки; 4.4.9. результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; 4.4.10. документальные фильмы, мультфильмы; 4.4.11. выставки, игры, тематические вечера, концерты; 4.4.12. сценарии мероприятий; 4.4.13. веб-сайты, программное обеспечение и др 5. Требования к содержанию индивидуального проекта 5.1. Тема проекта должна быть сформулирована кратко, грамотно (в том числе с литературной точки зрения) и отражать поставленную проблему проекта. 5.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист (Приложение 1), оглавление (Приложение 2), введение, основную часть, заключение, список использованной литературы (Приложение 3), список интернет ресурсов, приложения. 5.3. Введение включает в себя ряд следующих положений: 5.3.1. обоснование актуальности выбранной темы; 5.3.2. обоснование выбора объекта и предмета изучения, обозначение проблемы; 5.3.3. формулировка гипотезы (Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.); 5.3.4. постановка цели работы (Цель – это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом); 5.3.5. формулировка задач, которые необходимо решить для достиженияцели; 5.3.6. указание методов и методик, которые использовались при разработке проекта, обоснование практической значимости своей работы; 5.3.7. указание срока работы над проектом (одни или два года). 5.4. Введение должно быть кратким и чётким. Его не следует перегружать общими фразами. 5.5. Основная часть проекта состоит их двух разделов. Первый раздел содержит теоретический материал, а второй – практический (экспериментальный). Основная часть работы состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты. 5.6. В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор: 5.6.1. описать, достигнуты ли поставленные цели, 5.6.2. отметить, какие задачи решены, 5.6.3. сделать вывод о подтверждении или опровержении гипотезы, 5.6.4. отметить новизну подхода и/или полученных решений, актуальность и практическую значимость полученных результатов (продукта деятельности). 5.8. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы 6. Требования к оформлению работы 6.1. Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований: 6.1.1. поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм; 6.1.2. размер шрифта 14 (Times New Roman); 6.1.3. цвет текста чёрный; 6.1.4. интервал – полуторный; 6.1.5. нумерация страниц – сквозная, арабскими цифрами; 6.1.6. страницы нумеруются в правом нижнем углу. Первая страница (титульный лист) не нумеруется; 6.1.7. каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,25 см; 6.1.8. каждая новая глава начинается с новой страницы; 6.2. Список используемой литературы включает информацию: 6.2.1. фамилия, инициалы автора; 6.2.2. название издания; 6.2.3. выходные данные издательства; 6.2.4. год издания; 6.2.5. номер выпуска (если издание периодическое); 6.2.6. количество страниц. 6.4. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В списке интернет ресурсов указывается электронный адрес сайта (если длинный его надо укоротить https://clck.ru/), название сайта, автор, источник информации. 6.5. Работа должна быть напечатана на листах белой бумаги формата А4 с одной стороны листа, листы сброшюрованы в папку. 6.6. Объём текста проектной работы от 10 до 20 печатных страниц (безприложений). Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 страниц. 7. Требования к защите индивидуального проекта 7.1. Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов. 7.2. На защиту индивидуального проекта выносится: 7.2.1. папка с содержанием индивидуального проекта, 7.2.2. продукт проектной деятельности, 7.2.3. презентация проекта, сопровождающая выступление обучающегося на защите, 7.3. Рекомендуемый план выступления на защите проекта. 7.3.1. Представление (приветствие, представить себя - класс, ФИ, представить руководителя). 7.3.2. Тема проекта, сроки работы над проектом. 7.3.3. Актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?». 7.3.4. Проблема, гипотеза, цель, задачи, методы проектной работы. 7.3.5. Описание хода работы над проектом, т.е. рассказ, являющийся ответом на вопрос: «Что я делал(а)?». 7.3.6. Представление результата работы, т.е. продукта деятельности. Необходимо указать, в чём новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов - продукта деятельности (кто, как и где его может использовать)? Продукт надо показать. 7.3.7. Вывод, который отвечает на вопросы: «Достигнута ли цель работы?», «Выполнены ли задачи проекта?», «Подтверждена или опровергнута гипотеза?». 7.4. Работа над индивидуальным проектом должна быть обеспечена сопровождением со стороны руководителя индивидуального проекта и, возможно, помощью со стороны консультантов (экспертов). В функцию руководителя индивидуального проекта (консультантов, экспертов) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь. 7.5. Регламент проведения защиты реализованного индивидуального проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. 7.6. Члены аттестационной комиссии оценивают уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дают оценку выполненной работы. 7.7. Процедура защиты состоит из выступления обучающегося, продолжительностью не более 10 минут, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы, и ответов на вопросы членов аттестационной комиссии. 7.8. Состав экспертной комиссии насчитывает от 3 до 7 человек. В комиссии должны присутствовать: представитель администрации, педагог по соответствующему направлению. Состав комиссии должен подбираться с учётом предметных областей индивидуальных проектов. В комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных органов управления образованием, методических служб, родительская общественность. 7.9. По результатам защиты члены аттестационной комиссии заполняют Протокол защиты индивидуального проекта, выставляют отметку за индивидуальный проект. 7.10. Индивидуальный проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается обучающемуся на доработку. Обучающийся дорабатывает индивидуальный проект в течение недели и представляет его к повторной защите. 7.11. Обучающемуся, выступившему с индивидуальным проектом (учебноисследовательской, научно-исследовательской работой) успешно на муниципальном, региональном, всероссийском уровне автоматически ставится высший балл и освобождается от защиты индивидуального проекта в Школе. 8. Критерии и показатели оценивания индивидуального проекта 8.1 Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (процесса подготовки (динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта и реализации проекта, продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев: • Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулирование выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения ит.п. Данный критерийв целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий; • Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; • Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; • Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 8.2 Выполненная работа рецензируется руководителем индивидуального проекта, а также, по возможности, консультантами (экспертами). В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев содержательной части проекта в баллах. 8.3 Вывод об уровне сформированности навыков и компетентностей проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта, рецензии руководителя, презентации). Критерии оценки (Приложение 4) 8.4 Полученные баллы переводятся в качественную форму отметки Количество баллов Отметка Низкий уровень 0-15 2 Базовый уровень 16-30 3 Повышенный уровень 31-45 4 Высокий уровень 46-60 5 8.5 Отметка за выполнение проекта выставляется в предмет «Индивидуальный проект» в электронном классном журнале. 8.6 По итогам учебного года выставляется годовая отметка, как среднее арифметическое отметок, полученных в течение учебного года и отметки за выполнение проекта, округленных в соответствии с правилами математического округления. 8.7 Годовая отметка выставляется в личном деле обучающегося и аттестате о среднем общем образовании. 9. Контроль за выполнением индивидуальных проектов 9.1 Обучающиеся формулируют темы индивидуальных проектов в октябре 9.2 текущего учебного года. В случае, если тема индивидуального проекта, предложенная обучающимся, согласуется с руководителем индивидуального проекта и принимается им при отсутствии возражений с его стороны, тема утверждается методическим советом Школы. 9.3 За одним руководителем индивидуальных проектов не может быть закреплено более трех обучающихся. 9.4 Обучающиеся совместно с руководителями составляют план индивидуальной работы над проектом (Приложение 5). 9.5 Руководители индивидуальных проектов могут приглашаться на заседание методического совета Школы для отчета о ходе работы обучающихся над индивидуальным проектом. 9.6 Ответственность за выполнение индивидуальных проектов возлагается на руководителей проектов, которые в конце учебного года представляют отчет членам методического совета Школы о выполнении индивидуальных проектов обучающимися. 9.7 Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог-руководитель проекта, атакже заместитель директора, курирующий данное направление. 9.8 Контроль охвата обучающихся проектной деятельностью в рамках реализации индивидуальных проектов осуществляет классный руководитель и заместитель директора, курирующий данное направление 10. Права и ответственность сторон 9.1. Руководитель индивидуального проекта должен: 9.1.1. Совместно с обучающимся определить тему и разработать план работы по выполнению индивидуального проекта; 9.1.2. Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; 9.1.3. Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту; 9.1.4. Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов работы (исследования); 9.1.5. Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального проекта. 9.2. Руководитель индивидуального проекта имеет право: 9.2.1. Требовать от обучающего своевременного и качественного выполненияработы; 9.2.2. Использовать в своей работе имеющиеся в Образовательной организации информационные ресурсы; 9.2.3. Информировать координатора проектной деятельности о случаях систематического несоблюдения сроков реализации плана работы по выполнению индивидуального проекта. 9.3. Обучающийся должен: 9.3.1. Своевременно определить тему и разработать план работы по выполнению индивидуального проекта; 9.3.2. Посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту; 9.3.3. Соблюдать сроки, обозначенные в плане работы по выполнению индивидуального проекта; 9.3.4. Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта: 9.3.5. Своевременно и качественно подготовить публичный отчет о проделанной работе (защита проекта). 9.4. Обучающийся имеет право: 9.4.1. На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального проекта; 9.4.2. Использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы МОУ СОШ №3. 9.5. Координатор проектной деятельности должен: 9.5.1. давать необходимые разъяснения и консультации участникам процесса; 9.5.2. иметь общий список авторов и руководителей индивидуальных проектов; 9.5.3. координировать организацию консультаций и оказание методической помощи руководителям проектов в ходе выполнения работ; 9.5.4. составить график защиты проектов; 9.5.5. организовать и провести итоговую публичную защиту индивидуальных проектов в соответствии с графиком защиты проектов; 9.5.6. обеспечить положительное разрешение сложных ситуаций в ходе реализации индивидуальных проектных планов; 9.5.7. вести необходимую сопроводительную и отчетную документацию по проектной деятельности. 9.6. Координатор проектной деятельности имеет право: 9.6.1. контролировать условия, необходимые для осуществления проектной деятельности обучающихся (помещения, доступ к мультимедийной технике, установка программного обеспечения и т.д.); 9.6.2. осуществлять мониторинг своевременности выполнения этаповпроектов; 9.6.3. осуществлять мониторинг своевременности и правильности оформления проектов - проектной документации; всех проектных материалов для ихсдачи; 9.6.4. при необходимости организовать независимую экспертную оценку содержательного уровня проекта и хода проектного процесса в целом. 10. Заключительные положения 10.1. Положение о индивидуальном проекте обучающихся 10 классов является локальным нормативным актом МОУ СОШ №3, принимается Педагогическим советом МОУ СОШ №3, утверждается приказом директора МОУ СОШ№3. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения в Положение принимаются в составе новой редакции Положения в порядке, установленном пунктом 10.1 настоящего Положения. 10.4. После принятия новой редакции Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов), предыдущая редакцияутрачивает силу. Приложение 1 Образец оформления титульного листа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» (шрифт 14) В средней части листа дается заглавие работы (с большой буквы, без слова «тема» и кавычек). В скобках указывается вид работы (шрифт 16) Автор работы: (шрифт 14) Фамилия, имя (полностью), класс Руководитель: (шрифт 14) Ф.И.О.(полностью), должность. г. Качканар, 20__год Приложение 2 Образец оформления оглавления и структуры ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….. ГЛАВА 1. Наименование …………………….….………………… 1.1. Наименование ………………………………………….……… 1.2. Наименование ………………………………………...………… ГЛАВА 2. Наименование ……………………………….………… 2.1. Наименование ……………………………………..…………… 2.2. Наименование ………………………………..………………… 2.3. Наименование …………………………..……………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………..……………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………… ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………… Приложение 3. Примерный образец оформления списка литературы СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993г., в редакции с внесенными в нее поправками от 30 декабря 2008г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - ст. 445. 2. Борисов Е. Ф., Петров А. С., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 400с. СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы [Электронный ресурс] / С. С. Аверинцев. – Режим доступа: http://royallib.com/read/averintsev_sergey/poetika_rannevizantiyskoy_lit Приложение 4 Критерии оценки индивидуального проекта обучающихся 10 классов Шкала успешности реализации критерия при оформлении и защите проектной работы: 2 балла – реализован полностью; 1 балл - реализован частично; 0 баллов – не реализован. Оценка оформления проекта Критерии оценки Показатели Уровень реализации 1. Соответствие Наличие титульного листа, оглавления, нумерации стандартам страниц, введения, заключения, списка источников оформления и литературы, приложений (при необходимости) 2. Системность Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда 3. Лаконичность 4. Аналитичность 5. Дизайн 6. Наглядность Простота и ясность изложения материала Отражение в тексте причинно- следственных связей, наличие оригинальных (авторских)рассуждений и выводов Композиционная целостность текста, продуманная система выделения глав и параграфов. И (или) художественно- графическое качество эскизов, схем, рисунков. И (или) качество и эстетичность выполнения конструкторских моделей, макетов и др. Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей (оценивается, главным образом, электронная презентация) Итого: 12 баллов Оценка компетентностей при защите проекта Критерии оценки / показатели Уровень реализации Предметно-информационная составляющая 1. Знание информационных ресурсов, адекватный отбор и анализ информации 2. Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов её решения 3. Умение эффективно осуществлять поиск необходимой информации во всей совокупности информационных ресурсов; умение вести поиск как в традиционном, так и в автоматизированном режиме, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий 4. Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников 5. Умение представлять информацию в различных формах (текст, график, таблица, диаграмма и т.п.) 6. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Итого: 12 баллов Деятельностная составляющая 7. Умение осмысливать и оценивать содержание полученной информации (текста) 8. Умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт 9. Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность 10. Умение четко формулировать цель индивидуального проекта и описывать основные шаги (задачи) по её достижению 11. Умение выдвигать гипотезы, необходимые для решения проблемы проекта 12. Умение подбирать адекватные методы исследования (научные, в первую очередь и главным образом) 13. Умение обрабатывать информацию и преобразовывать в наглядную форму (строить таблицы, схемы, графики и т.п.), при необходимости 14. Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью 15. Умение осуществлять анализ финансово-правовой составляющей проекта (при необходимости) Итого: 18 баллов Коммуникативная составляющая 16. Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью 17. Качество доклада: системность, композиционная целостность. Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы. Краткость, четкость, ясность формулировок 18. Ответы на вопросы: понимание сущности вопроса и адекватность ответов. Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов, их аргументированность и убедительность 19. Личностные проявления докладчика: уверенность, владение собой, настойчивость в отстаивании своей точки зрения, удержание внимания аудитории, импровизация, находчивость 20. Использование ИКТ для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности Итого: 10 баллов Ценностно-ориентационная составляющая 21. Умение выделять и обосновывать личностную значимость проблемы индивидуального проекта 22. Умение выражать собственную позицию по проблеме индивидуального проекта, обосновывать её с использованиемнаучной терминологии 23. Умение оценивать достоверность информации, полученной из различных источников и используемой для решения проблемы индивидуального проекта 24. Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство Итого: 8 баллов Максимальное количество баллов (оценка компетентностей при защите проекта): 48 Максимальное количество баллов за индивидуальный проект (оценка компетентностей при защите проекта и оценка оформления проекта): 60 баллов Приложение 5 План-график индивидуального проекта обучающихся 10 классов Этапы деятельности обучающихся Примерные сроки Комментарии и замечания выполнения руководителя 1. Постановка проблемы Сентябрь-октябрь текущего и формулирование темы учебного года проекта 2. Предварительное Сентябрь-октябрь текущего оформление паспорта проекта учебного года 3. Выдвижение гипотезы, Сентябрь-октябрь текущего определение цели и задач проекта учебного года 4. Оформление паспорта Октябрь-ноябрь текущего проекта и выбор учебного года форм проектного продукта 5. Выбор методов учебно- Ноябрь-декабрь текущего исследовательской и проектной учебного года деятельности 6. Определение источников Ноябрь-декабрь текущего информации учебноучебного года исследовательской и проектной деятельности 7. Сбор, структурирование Декабрь-февраль и текущего учебного года анализ информации 8. Проведение исследования Январь-февраль текущего (изготовление проектного учебного года продукта) 9. Оформление результатов Февраль-март текущего исследования (проектного учебного года продукта) 10. Выбор формы презентации Март текущего учебного и оформление презентации года индивидуального проекта 11. Подготовка итогового результата учебноМарт Апрель текущего исследовательской деятельности учебногогода (проектного продукта) 12. Защита индивидуального Март - Апрель текущего проекта учебного года 13. Рефлексия (самооценка и самоанализ результатов работы над Март - Апрель текущего индивидуальным проектом) учебного года Приложение 6 Паспорт проекта Название проекта Руководитель проекта Автор проекта Учебная дисциплина (дисциплины) Тип проекта Цель работы Задачи работы Проблема Объект Предмет Результат проекта (продукт) Приложение 7 Директору МОУ СОШ №3 ______________________________ ______________________________ ______________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу зачесть в качестве индивидуального итогового проекта результаты моей проектной деятельности, представленные ___________________________________________________ в _______ г. (Копии подтверждающих документов прилагаются) Дата___________ Подпись_______________ Приложение 8 Форма согласования ИИП с заместителем директора по УВР (учителя-предметники). № ФИО учащегося Подпись учащегося Тема проекта Вид проекта Руководитель проекта Приложение 9 Форма согласования ИИП с заместителем директора по УВР (классный руководитель). № ФИО учащегося Тема проекта Вид проекта Руководите ль проекта Подпись учащегося Подпись родителей (с расшифровкой) Приложение 10. ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЩИТЫ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА Дата защиты_________________ ФИО эксперта ________________ ФАМИЛИИ УЧАЩИХСЯ Оформление проекта 1. Соответствие стандартам оформления 2. Системность 3. Лаконичность 5. Аналитичность 5. Дизайн 6. Наглядность Предметно-информационная составляющая 1. Знание информационных ресурсов, адекватный отбор и анализ информации 2. Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов её решения 3. Умение эффективно осуществлять поиск необходимой информации во всей совокупности информационных ресурсов; умение вести поиск как в традиционном, так и в автоматизированном режиме, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий 4. Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников 5. Умение представлять информацию в различных формах (текст, график, таблица, диаграмма и т.п.) 6. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Деятельностная составляющая 7. Умение осмысливать и оценивать содержание полученной информации (текста) 8. Умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт 9. Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность 10. Умение четко формулировать цель индивидуального проекта и описывать основные шаги (задачи) по её достижению 11. Умение выдвигать гипотезы, необходимые для решения проблемы проекта 12. Умение подбирать адекватные методы исследования (научные, в первую очередь и главным образом) 13. Умение обрабатывать информацию и преобразовывать в наглядную форму (строить таблицы, схемы, графики и т.п.), при необходимости 14. Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью 15. Умение осуществлять анализ финансовоправовой составляющей проекта (при необходимости) Коммуникативная составляющая 16. Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью 17. Качество доклада: системность, композиционная целостность. Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы. Краткость, четкость, ясность формулировок 18. Ответы на вопросы: понимание сущности вопроса и адекватность ответов. Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов, их аргументированность и убедительность 19. Личностные проявления докладчика: уверенность, владение собой, настойчивость в отстаивании своей точки зрения, удержание внимания аудитории, импровизация, находчивость 20. Использование ИКТ для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности Ценностно-ориентационная составляющая 21. Умение выделять и обосновывать личностную значимость проблемы индивидуального проекта 22. Умение выражать собственную позицию по проблеме индивидуального проекта, обосновывать её с использованием научной терминологии 23. Умение оценивать достоверность информации, полученной из различных источников и используемой для решения проблемы индивидуального проекта 24. Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство Максимальное количество баллов (оценка компетентностей при защите проекта): 48 Максимальное количество баллов за индивидуальный проект (оценка компетентностей при защите проекта и оценка оформления проекта): 60 баллов Приложение 11. СВРДНЫЙ ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЩИТЫ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА Дата защиты_________________ ФИО экспертов ________________ ___________________ _____________________ ФАМИЛИИ УЧАЩИХСЯ Оформление проекта 1. Соответствие стандартам оформления 2. Системность 3. Лаконичность 6. Аналитичность 5. Дизайн 6. Наглядность Предметно-информационная составляющая 1. Знание информационных ресурсов, адекватный отбор и анализ информации 2. Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов её решения 3. Умение эффективно осуществлять поиск необходимой информации во всей совокупности информационных ресурсов; умение вести поиск как в традиционном, так и в автоматизированном режиме, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий 4. Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников 5. Умение представлять информацию в различных формах (текст, график, таблица, диаграмма и т.п.) 6. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Деятельностная составляющая 7. Умение осмысливать и оценивать содержание полученной информации (текста) 8. Умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт 9. Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность 10. Умение четко формулировать цель индивидуального проекта и описывать основные шаги (задачи) по её достижению 11. Умение выдвигать гипотезы, необходимые для решения проблемы проекта 12. Умение подбирать адекватные методы исследования (научные, в первую очередь и главным образом) 13. Умение обрабатывать информацию и преобразовывать в наглядную форму (строить таблицы, схемы, графики и т.п.), при необходимости 14. Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью 15. Умение осуществлять анализ финансовоправовой составляющей проекта (при необходимости) Коммуникативная составляющая 16. Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью 17. Качество доклада: системность, композиционная целостность. Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы. Краткость, четкость, ясность формулировок 18. Ответы на вопросы: понимание сущности вопроса и адекватность ответов. Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов, их аргументированность и убедительность 19. Личностные проявления докладчика: уверенность, владение собой, настойчивость в отстаивании своей точки зрения, удержание внимания аудитории, импровизация, находчивость 20. Использование ИКТ для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности Ценностно-ориентационная составляющая 21. Умение выделять и обосновывать личностную значимость проблемы индивидуального проекта 22. Умение выражать собственную позицию по проблеме индивидуального проекта, обосновывать её с использованием научной терминологии 23. Умение оценивать достоверность информации, полученной из различных источников и используемой для решения проблемы индивидуального проекта 24. Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство Максимальное количество баллов (оценка компетентностей при защите проекта): 48 Максимальное количество баллов за индивидуальный проект (оценка компетентностей при защите проекта и оценка оформления проекта): 60 баллов цифровой Дресвянников Подписано подписью: Дресвянникова Татьяна Георгиевна а Татьяна Дата: 2023.10.23 16:50:10 Георгиевна +05'00'