ПРИНЯТО педагогическим советом МОУ СОШ №3 Протокол от 18.09.2023г №2 УТВЕРЖДАЮ И.О. директора МОУ СОШ №3_____ Т.Г. Дресвянникова Приказ от 18.09.2023 г № 478-А ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА Форма «Учитель-учитель» на 2023-2024 год I. Аналитическое обоснование программы Педагог - это не профессия, это образ жизни. Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. В 2023 году в школу пришла работать учитель математики Шумкова Виктория Михайловна. В целях оказания методической, психологической помощи молодому учителю на педагогическом совете школы решено внедрить модель педагогического сопровождения молодого специалиста «Наставничество: учитель-учителю». Цель программы: содействие в формировании индивидуального творческого поля деятельности молодого специалиста, через приобретенные новые профессиональные навыки и умения и собственный педагогический потенциал; карьерный рост учителя и формирование в школе кадрового ядра. Задачи: дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя; повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений; развивать творческий потенциал начинающего педагога, мотивировать участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности; повышать продуктивность работы педагога и результативность учебновоспитательного процесса в образовательном учреждении; создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающего педагога. II. Этапы реализации программы Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого специалиста носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога. Однако границы этапов условны и не имеют четких временных границ, так как носят пролонгированный характер. Этапы Содержание этапа организация наставничества; организационные мероприятия; - анализ нормативно-правовой базы; анализ целевых установок при создании программы сопровождения; - разработка стратегии основных направлений работы; формирование плана действий по реализации стратегии; принятие и утверждение плана работы. Прогнозируемый результат принятие личной ответственности; повышение мотивации, осознанности; творческий подход; доверие и открытость; - возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе, с обучающимися и родителями Этапы Содержание этапа - анализ процесса адаптации; - корректировка отдельных составных элементов работы; Прогнозируемый результат развитие личностнопрофессиональныхкомпетенций педагога; развитие стрессоустойчивости; развитие высокоразвитого эмоционального интеллекта; поддержание гармоничной и сбалансированной жизни; повышение качества жизни - интерактивные формы работы; - формирование профессиональных компетенций - диагностика и самодиагностика - Возможность индивидуального развития личности; педагогической деятельности; - развитие творческого стиля - подведение итогов работы в рамках программы. мышления педагога; - развитие новых профессионально-педагогических компетенций и личностных качеств педагога; - умение создавать и удерживать партнерскую, вдохновляющую и поддерживающую среду в педагогическом коллективе и среди обучающихся; - развитие индивидуального, личностно-ориентированного и интерактивного подхода в обучении; - развитие эффективных навыков коммуникации; - повышение качества жизни и удовольствия в процессе всех - участников образовательного процесса III. Направления реализации программы Для осуществления системности в работе с молодым специалистом и разработке индивидуального плана профессионального развития в программе заявлены следующие приоритетные направления: «Установление взаимоотношений «Молодой специалист - коллега» Знания: Умения: - этапы адаптации организация работы по самопознанию молодого специалиста; и раскрытию своих внутренних ресурсов; - ступени - планирование работы по самообразованию; профессионального - тактичное ведение диалога и навыков мастерства; работы в команде; - имидж педагога; умение анализировать события с различных точек зрения, видеть одно и то же общение и виды общения; явление с разных сторон; речевая культура учителя; преодолевать утомление и избегать - понятие стресса; стрессовых ситуаций - пути преодоления стрессовых ситуаций «Установление взаимоотношений «Молодой специалист - обучающийся» Знания: - технология предъявления требования; - педагогическая оценка ее современной модификации; - создание ситуации успеха Умения: грамотно предъявлять требования ребёнку и давать педагогическую оценку в контексте личностно - ориентированного подхода. «Установление взаимоотношений «Молодой специалист - родитель» Знания: Умения: нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями; - пути решения конфликтных ситуаций с родителями; -стили воспитания в семье. -- находить пути решения проблем во взаимоотношениях с родителями; строить беседу с родителями; разрабатывать конспекты проведения мероприятий с семьей IV. Механизм реализации модели педагогического сопровождения «Наставничество: учитель-учителю» Пошаговый план достижения целей и планируемых результатов в работе с молодыми учителями: установление партнерских взаимоотношений между наставником и молодым специалистом; формирование индивидуального творческого поля деятельности (создание карты профессионального роста); совместное определение задач для достижения конкретной цели (согласно пунктам карты профессионального роста); исследование текущей проблемы; определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату; выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы; выбор конкретного варианта действий и составление плана действий; договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку; мониторинг достижения цели и анализ результатов; 1. 2. 3. 4. 5. 6. постановка новой цели. В построении эффективного взаимодействия выделены следующие модули: модуль «Ставим цели»; модуль «Придумываем идеи»; модуль «Прорабатываем содержание»; модуль «Контролируем и направляем»; модуль «Оцениваем успех»; модуль «Открываем новые возможности». В целях оказания профессиональной помощи в рефлексии и развитии для содействия поиска самостоятельных решений и альтернативных действий, использован следующий набор инструментов и техник (Приложение 1): беседа посредством открытых и «сильных» вопросов; колесо баланса; шкалирование; линия времени; стратегия творчества; мозговой штурм; формат конечного результата и др. Была создана карта профессионального роста, состоящая из 4 пунктов (Приложение 2): повышение квалификации и педагогического мастерства; работа над повышением качества образования; научно-методическая работа; обобщение и распространение опыта педагогической деятельности. Формы контроля: анализ и корректировка планов самообразования и методической работы, и совместное построение программы личностного профессионального роста; взаимопосещение учебных занятий и внеклассных мероприятий: анализ, поиск новых решений, изучение приемов и методов различных аспектов инновационного опыта коллег школы, региона, РФ; подготовка и участие в общешкольных, районных, краевых методических мероприятиях и профессиональных конкурсах; педагогический мониторинг для определения уровня профессиональной подготовки. Формы коррекции: ведение рефлексивного дневника наставником и молодого специалиста; оформление карточек-подсказок (морфологическим методом находим возможные решения, обводим самые адекватные); вечера вопросов и ответов; совместное проведение подготовленных мероприятий (практикумов, педагогических мастерских, мастер-классов и др.); формирование педагогического портфолио «творческого тандема». V. Ожидаемые результаты реализации программы Чтобы реализовать возможности для дальнейшего развития цели, мы составили формулу: 10% - чтение книг, вебинары; 20% - наблюдение за опытом других, тренинг навыков, обратная связь; 70% - самостоятельная практика. Работа по данной формуле - это конкурентная стратегия, способствующая профессиональному росту В.М. Шумковой. Чтобы реализовать данные возможности в работе, запланировано: создание условий для распространения зарождающегося педагогического опыта; самостоятельная разработка продуктов педагогической деятельности; формирование индивидуального стиля творческой деятельности. Данная работа будет способствовать повышению качества образовательной деятельности: достигнуть средний % планируемых результатов ВПР не нижепоказателей муниципалитета, региона; повысить результативность учебно-воспитательного процесса; повысить эффективность деятельности, конкурентоспособность и имидж школы. В процессе сопровождения педагогической деятельности будут сформированы следующие компетенции: Компетентность Предметно-методологическая Психолого-педагогическая компетентность Содержание компетентности Знания в области преподаваемого предмета, владение методиками преподавания предмета Умение использовать знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии, познавательных процессов ученика в конструировании реального образовательного процесса Компетентность в области валеологии образовательного процесса Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья Коммуникативная компетентность Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик» Компетентность Компетентность в сфере медиатехнологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса Содержание компетентности Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета Исследовательская компетентность Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций транслировать собственный Компетентность в сфере трансляции Умение положительный опыт в педагогическое собственного опыта сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах) VI. Возможные риски программы Определены следующие риски, которые могут затруднять деятельность по сопровождению профессионального становления молодого специалиста: фактор педагогической культуры; фактор неудовлетворенности состоянием методического кабинета ОО запросам молодого специалиста; фактор мотивации как вид влияния на адаптацию; фактор стресса. VII. Мониторинг реализации программы Задачи Критерии Методы Сроки Ответствен ные 1. Дать основы психолого – педагогических знаний, обучить навыкам самообразования 2.Предупредить типичные ошибки и затруднения в организации учебных занятий и совместной деятельности учителя с обучающимися Задачи Психолого – педагогическая адаптация молодых педагогов. 2. Работа по теме самообразования 1. Знакомство педагогов с методами и приемами организации совместной деятельности. 2. Овладение коммуникативной культурой 1. Критерии 1. Анкетирование, тестирование, наблюдение пед. процесса. 2. Консультация по ведению документации по теме 2 раза в год 1. Рекомендации, анализ занятий, наблюдение педагогического В процесса. течение 2. Посещение года занятий. 3. Педагогические ситуации, тренинги, показ презентаций Методы Сроки Наставник Наставник Ответствен ные 3.Обеспечить реализацию потребностей начинающих педагогов в повышении профессионально й компетенции, развитии индивидуального творческого стиля 1.Организация учебно – воспитательного процесса. 2.Поиск творческих путей в повышении профессиональной компетентности 1.Проведение уроков, внеклассных занятий. 2.Участие в работе семинаров, конференций, методического объединения В течение года Наставник Приложение 1 Принципы работы наставника-коуча Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. 1. Со всеми все хорошо. Самый важный принцип, который учит не вешать ярлыков и не ставить диагнозов. 2. Люди всегда делают самый лучший выбор из всех возможных. Принцип дает хорошую возможность примириться с принятыми решениями и их последствиями. 3. У всех людей есть нужные ресурсы для осуществления желаемого. Надо убирать из себя убеждение о недостаточной компетентности или необразованности в том или ином вопросе. 4. Основу каждого поступка составляют только позитивные намерения. Каждый человек стремится к любви и счастью, но применяет для этого разные действия. 5. Изменения неизбежны. Процесс этот не зависит от наших желаний, ведь организм обновляется каждые семь лет. Какими будут изменения завтра, зависит от того, чем человек занимается сегодня. Приложение 2 Практические инструменты коучинга Колесо баланса 10 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Описание техники «Колесо жизненного баланса» Колесо баланса строится на определенный период (полгода, год) – определите линию времени. Из каких областей состоит Ваша жизнь? (Какие области жизни важны для Вас в этот временной период?) Шкала удовлетворенности каждой областью жизни, где 1 – минимальная удовлетворенность, 10 – максимальная. По каждой области – что для Вас «10» на этот временной период? Какая степень удовлетворенности сейчас по шкале от 1 до 10? И что Вы замечаете, глядя на это колесо? Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области. Если сдвинуть ее на один пункт – то, что изменится в каждой из областей? 9. (Если выбранная область не двигает остальные – попробовать другую) 10.И какие будут первые, самые легкие шаги для изменения? Шкалирование как инструмент самооценки и развития Шкала 1-10 10 1 Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели. Движение снизу вверх 1. Что для Вас 10? 2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней. 3. А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому? 4. А если еще на один балл? 5. И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию. Движение сверху вниз 1. Что для Вас 10? 2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней. 3. Опишите, пожалуйста, 10 подробней (в формате конечного результата). 4. А чем 9 отличается от 10? Что уже будет на 9? 5. А чем 8 отличается от 9? Что уже будет на 8? 6. И так, пока не дойдете до исходной точки. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на желаемый результат. Линия времени как инструмент планирования 1. Определите цель по формату конечного результата. 2. Определите время реализации цели. 3. Перенеситесь в будущее, когда цель реализована и видны позитивные последствия этого. Опишите яркую подробную картину желаемого будущего (образы, звуки). 4. Из будущего обернитесь назад, на пройденный путь. 5. Какие самые важные вехи Вы замечаете? Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача? Как эти задачи были взаимосвязаны? (Обратное планирование). 6. Как если бы Вы из будущего могли дать совет себе настоящему – что бы Вы сказали? 7. Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату? Приложение 3 Карта профессионального роста молодого педагога Сведения об учителе: Ф.И.О. Дата рождения: Образование (что, где и когда закончил): Предмет(ы) преподавания: Критерии роста 2023-2024 2024-2025 2025-2026 Раздел 1. Повышение квалификации и педагогического мастерства Изучение и анализ научно-методической литературы по предмету Методическая тема самообразования Работа над методической темой самообразования Участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях и т.д. Курсовая подготовка Деятельность педагога в профессиональном сообществе (персональный сайт/страница, выступления, публикации) Аттестация Раздел 2. Работа над повышением качества образования Организация дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности Организация работы с одаренными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по предмету Организация внеурочной деятельности по предмету Организация работы с учащимися, требующими повышенного внимания (с одной тройкой в четверти, неуспевающими) Критерии роста 2023-2024 2024-2025 2025-2026 Раздел 3. Научно-методическая работа Участие в конкурсах различного уровня по повышению методического мастерства Публикации в данном направлении Проведение открытых уроков, мастер-классов в рамках работы по повышению методического мастерства. Раздел 4. Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности Публичные выступления Публикация статей в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе в сети Интернет Участие в воркшопах, семинарах, Мастер-классах, ярмарках инновационных идей и т.д. Приложение 4 План работы с молодыми педагогами № п/п 1 2 3 4 Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов Планирование работы первого года работы Изучение 1) Изучение Закона «Об образовании», федеральных, региональных, нормативно муниципальных документов, локальных правовой базы. актов школы, документов. Ведение 2) Составление рабочей программы. документации. Современный урок. 1) Типы и формы уроков, факторы, влияющие Требования к на качество преподавания. организации. 2) Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче. 1) Неделя открытых уроков. Посещение открытых уроков. 1) Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. 2) Нормы оценивания учебной деятельности. 3) Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. 4) Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, Контроль знаний отслеживающих результаты учебной обучающихся. деятельности учащихся и педагогической Виды контроля. деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности, бланк анализа проведенных контрольных работ и мониторинговых исследований. 5) Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учеников. Срок Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 5 6 № п/п 7 1 2 3 1) Дискуссия на тему «Трудная ситуация на Эмоциональная уроке и ваш выход из нее». Общая схема устойчивость анализа причин конфликтных ситуаций. учителя. Функция Анализ различных стилей педагогического общения на уроке. 2) общения. Преимущества демократического стиля общения. Самообразование 1) Выбор методической темы. Планирование учителя – лучшее работы над методической темой на год: схема плана работы над методической обучение. темой. Микроисследование организации работы с 2) начинающим педагогом в школе и уровни компетенции молодого специалиста. Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов Бенефис молодого учителя. 1) Творческого отчет молодого педагога. 2) Творческий отчет учителя-наставника. Февраль Апрель Срок Май Планирование работы второго года работы 1) Анализ изменений в программах, учебных Изучение планах, других документах к началу Сентябрь нормативноправовой учебного года. базы. Классное 1) Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей руководство. класса, проектирование целей, деятельность Составление по сплочению и развитию классного характеристики коллектива, критерии и способы изучения класса с учётом эффективности воспитательной системы Октябрь возрастных класса). особенностей 2) Ознакомление с планами работы лучших учащихся. классных руководителей школы. 3) Структура плана воспитательной работы классного руководителя. Составление 1) Основы составления психологохарактеристики педагогической характеристики Ноябрь класса. Классный класса и учащегося. час. 2) Классный час как урок взаимопонимания. Самоанализ урока. 4 Самоанализ урока 5 Анализ урока. 6 7 № Методическая выставка достижений молодого учителя. Тема 1) Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока. 2) Самоанализ по качеству цели и задач урока. 3) Десять вопросов молодого учителя при использовании информационных или Январь инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока. 4) Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. 1) Посещения уроков молодых учителей администрацией и учителями-наставниками Февраль с целью оказания методической помощи 1) Памятки для проведения анализа урока. Март 2) Совместный анализ урока учителем и педагогом-наставником. 1) Уровень профессионализма молодого учителя: систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности. Май 2) Молодой учитель глазами наставника. 3) Выступление молодого специалиста на педсовете. Краткий обзор рассматриваемых вопросов Срок п/п 1 2 Планирование работы третьего года работы Изучение 1) Анализ изменений в программах, нормативно -правовой учебных планах, других документах к базы. началу учебного года. 2) Анализ урока с позиции ФГОС. Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. 1) Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. 2) Электронный портфолио аттестуемого. Сентябрь Октябрь – ноябрь 3 4 Нестандартные формы урока. Использование инновационных технологий. Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научноисследовательскую деятельность. Методика работы с одаренными детьми. Неделя молодого педагога. 5 6 Успешность педагогической деятельности. 1) Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков. 2) Инновационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта. 1) Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету. 2) Система работы с одаренными детьми. 3) Определение «одаренные дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с Февраль одаренными детьми. Организация – март научно-исследовательской деятельности учащихся. 4) Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов. 1) Подготовка и проведение открытого урока, внеклассного мероприятия для учителей школы. Демонстрация электронного портфолио молодого учителя. Апрель 1) Творческий отчет учителя «Учиться самому, чтобы успешнее учить других». 2) Анализ карьерных перспектив молодого учителя. Май Таким образом, внедрение системы наставничества является результативным инструментом, который содействуют расширению круга созидательно работающих педагогов, разработке и реализации педагогических технологий и дифференцированию содержания образования, а так же механизмом реализации кадровой политики. Дресвянникова Татьяна Георгиевна Подписано цифровой подписью: Дресвянникова Татьяна Георгиевна Дата: 2023.10.24 16:55:02 +05'00'