1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с п.11 ст. 28 Федерального закона
Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и
оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в школе. Положение
разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской
Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе,
личностного и профессионального самоопределения учащихся, формирования у них мотивации
на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
«Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка учащегося, в
которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в
разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за
учебный год и за весь период его обучения в школе.
Портфолио учащегося – это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений,
выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами
экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся Учреждения по различным
направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов
учащегося, свидетельствующих о его прогрессе и достижениях в различных областях за
определенный период времени.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах
деятельности - учебной, творческой, социально - коммуникативной и других, и является
важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио учащегося, позволяет
учителю создать для каждого обучающегося ситуацию
успеха. Портфолио позволяет
объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством
анализа разнообразных продуктов учебно - познавательной деятельности.
1.4. Портфолио достижений — это не только современная эффективная форма оценивания,
но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения
и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной)
деятельности учащихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность.
1.5. Портфолио дополняет традиционные контрольно - оценочные средства.
2. Цели и задачи.
2.1. Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание
индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников,
создание индивидуального образовательного рейтинга учащегося, в котором отражены
реальные достижения каждого учащегося.
2.2. Основными задачами применения портфолио являются:
- повышение качества образования в школе;
- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации учащегося, его активности и
самостоятельности;
-систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную,
внеучебную, научную, творческую, спортивную;
- развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной
самооценки;
- формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
- создание ситуации успеха для каждого учащегося;
- содействие дальнейшей успешной социализации учащегося.
2.3. Портфолио реализует такие функции образовательной деятельности:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период
времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении
положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от
класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3.Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители (законные
представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного
образования и администрация школы.
3.1.Обязанности учащегося:
- оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой;
- все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически.;
-имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы
оформления, отражающие его индивидуальность.
3.2.Обязанности родителей (законных представителей):
- помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением
портфолио.
3.3.Обязанности классного руководителя:
- является консультантом и помощником, в основе деятельности которого –
сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;
- организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и
профессиональное самоопределение;
- осуществляет посредническую деятельность между учащимися, учителями-предметниками
и педагогами дополнительного образования;
- осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио, оформляет итоговые
документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и
несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
3.4.Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
-проводят информационную работу с учащимися и их родителями (законными
представителями) по формированию портфолио;
-предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов;
-организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной
области;
-разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по
предмету;
-проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные
работы.
3.4.Обязанности администрации образовательной организации:
Заместители директора по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе организуют
работу и осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации
технологии портфолио в образовательной деятельности школы и неутт ответственность за
достоверность сведений, входящих в портфолио.
Директор утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио,
распределяет обязанности участников образовательных отношений по данному направлению
деятельности; создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания
и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации
технологии портфолио в практике работы школы.
4. Структура и содержание портфолио учащегося.
Портфолио содержит материалы, характеризующие достижения учащихся в учебной,
внеучебной (школьной и внешкольной) и внеурочной деятельности. Анализ, интерпретация и
оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведётся с позиций
достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего
образования , основного общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта.
Примерная структура и содержание портфолио:
4.1. «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество, ОУ), контактную информацию и
фотографию ученика.
4.2. РАЗДЕЛ «МОЙ МИР».
"Моя семья" - рассказ о семье.
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мой характер" – рассказ о своих предпочтениях, привычках, особенностях.
4.3. РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО».
Этот раздел содержит творческие работы, включает в себя:
- исследовательские работы;
- проектные работы;
- другие формы творческой активности;
- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности
обучающихся.
4.4. РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ».
Обязательной составляющей портфолио учебных достижений,который формирует классный
руководитель,учащиеся и /или родители (законные представители) являются материалы
стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным
предметам.
Остальные работы могут быть подобраны на усмотрение учащихся так, чтобы их
совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение
более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут
быть:
по русскому языку, литературному чтению (литературе), иностранному языку —
диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему,
аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя»,
иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии;
по математике — математические диктанты, оформленные результаты
мини-исследований, записи решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач,
математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного
счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы),
материалы самоанализа и рефлексии;
по окружающему миру (в основной школе по химии, биологии, географии, физике)
дневники наблюдений, оформленные результаты миниисследований и минипроектов,
интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и
рефлексии ;
по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения
примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям,
иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи
монологических высказыванийописаний, материалы самоанализа и рефлексии.;
по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской
деятельности, аудиозаписи монологических высказыванийописаний, продукты собственного
творчества, материалы самоанализа и рефлексии;
Этот раздел включает в себя так же: грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные
письма, итоговые аттестационные ведомости
по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности,
дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и
режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии.
5. Подведение итогов работы.
В конце учебного года в каждом классе проводится презентация портфолио.. По результатам
оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе,
параллели, школе. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях. На
общешкольном празднике «Радуга ИНТЭЛ» в конце учебного года объявляются результаты и
награждаются учащиеся, набравшие максимальное количество баллов по всем направлениям и
набравшие максимальное количество баллов по отдельным направлениям внеурочной
деятельности.
По завершении уровня начального общего образования, основного общего образования
подводится итог портфолио достижений в целом. Результаты на критериальной основе
заносятся в специальную таблицу, в которой описан состав портфолио достижений, критерии,
на основе которых оцениваются как составляющие портфолио, так и отдельные работы, и
вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио
достижений, делаются выводы:
1) о сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а
также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в
основной и средней школе;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к
самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических
задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности —
мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Приложение 1
Самоанализ по итогам года:
(заполняется самостоятельно учащимся в конце учебного года)
1.Итоги
учебного года для меня стали _____________________________
2.Из того, что я планировал (а), мне удалось
выполнить____________________________________
3.Невыполненным осталось___ потому что___________________________
4.При изучении учебных предметов ____ для меня стало важным__________
5.В результате изучения дополнительных курсов для меня стало важным_______________
6.В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было____________
7.Мои представления о себе за прошедший учебный год изменились___________________
8.На сегодняшний момент для меня наиболее предпочтительным
является_________________________
Приложение 2
Технологические карты участия в различных видах деятельности
(по направлениям ВУД)
Спортивно-оздоровительное направление
№
Название
Вид соревнования
Уровень
Результат
Дата
Подпись
соревнования
Духовно-нравственное направление
№
Название
мероприятия
Сфера.
Уровень
Результат
Дата
Подпись
Вид мероприятия
Социальное направление
№
Название проекта
Тип, вид
проекта
Уровень защиты
проекта
Результат
Дата
Подпись
Общеинтеллектуальное направление
№
Название мероприятия
Уровень мероприятия
Результат
Дата
Подпись
Общекультурное направление
№
Название
мероприятия
Содержание
Уровень
мероприятия
Результат
Дата
Подпись
Приложение 3
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио
Показатели
Учебная деятельность
Олимпиады, НПК
Измерители
Результат балл
2 - 8 класс – средний балл годовых отметок
До 5
9 класс – результаты ОГЭ и средний балл аттестата
До 5
Школьный этап:
Победитель
3
Призер
2
Участник
1
Муниципальный этап:
Победитель
5
Призер
4
Участник
3
Региональный этап:
Победитель
7
Призер
6
Участник
5
Всероссийский этап:
Победитель
9
Призёр
8
Участник
7
Международная:
Победитель и призёр
Спортивные
достижения.
10
Школьные соревнования:
Победитель
3
Призёр
2
Показатели
Измерители
Участник
Результат балл
1
Муниципальные соревнования, спартакиады:
Победитель
5
Призёр
4
Участник
3
Региональные соревнования, спартакиады:
Победитель
7
Призер
6
Участник
5
Всероссийские соревнования, спартакиады:
Победитель
9
Призёр
8
Участник
7
Международные соревнования:
Дополнительное
образование.
Победитель
15
призёр
10
Участие в кружках, секциях
2
Школьные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
3
Призёр
2
Участник
1
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
5
Призёр
4
Участник
3
Региональные конкурсы, фестивали:
Школьные
мероприятия, практики
Победитель
7
Призёр
6
Участник
5
Участие
1
Показатели
Измерители
Результат балл
Призёр
2
Победитель
3
Организация и проведение мероприятия
5