1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с п.11 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в школе. Положение разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения учащихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка учащегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе. Портфолио учащегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся Учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социально - коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио учащегося, позволяет учителю создать для каждого обучающегося ситуацию успеха. Портфолио позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно - познавательной деятельности. 1.4. Портфолио достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. 1.5. Портфолио дополняет традиционные контрольно - оценочные средства. 2. Цели и задачи. 2.1. Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга учащегося, в котором отражены реальные достижения каждого учащегося. 2.2. Основными задачами применения портфолио являются: - повышение качества образования в школе; - поддержание и поощрение высокой учебной мотивации учащегося, его активности и самостоятельности; -систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную; - развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки; - формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - создание ситуации успеха для каждого учащегося; - содействие дальнейшей успешной социализации учащегося. 2.3. Портфолио реализует такие функции образовательной деятельности: Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени. Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом. Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов. Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ. Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу. Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений. 3.Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители (законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. 3.1.Обязанности учащегося: - оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой; - все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически.; -имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. 3.2.Обязанности родителей (законных представителей): - помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио. 3.3.Обязанности классного руководителя: - является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; - организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение; - осуществляет посредническую деятельность между учащимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования; - осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио, оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе. 3.4.Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования: -проводят информационную работу с учащимися и их родителями (законными представителями) по формированию портфолио; -предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов; -организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области; -разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету; -проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы. 3.4.Обязанности администрации образовательной организации: Заместители директора по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе организуют работу и осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательной деятельности школы и неутт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио. Директор утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, распределяет обязанности участников образовательных отношений по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы. 4. Структура и содержание портфолио учащегося. Портфолио содержит материалы, характеризующие достижения учащихся в учебной, внеучебной (школьной и внешкольной) и внеурочной деятельности. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования , основного общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта. Примерная структура и содержание портфолио: 4.1. «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ». Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество, ОУ), контактную информацию и фотографию ученика. 4.2. РАЗДЕЛ «МОЙ МИР». "Моя семья" - рассказ о семье. "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. "Мой характер" – рассказ о своих предпочтениях, привычках, особенностях. 4.3. РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО». Этот раздел содержит творческие работы, включает в себя: - исследовательские работы; - проектные работы; - другие формы творческой активности; - иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся. 4.4. РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ». Обязательной составляющей портфолио учебных достижений,который формирует классный руководитель,учащиеся и /или родители (законные представители) являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы могут быть подобраны на усмотрение учащихся так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть: по русскому языку, литературному чтению (литературе), иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии; по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии; по окружающему миру (в основной школе по химии, биологии, географии, физике) дневники наблюдений, оформленные результаты миниисследований и минипроектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии ; по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказыванийописаний, материалы самоанализа и рефлексии.; по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказыванийописаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии; Этот раздел включает в себя так же: грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые аттестационные ведомости по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии. 5. Подведение итогов работы. В конце учебного года в каждом классе проводится презентация портфолио.. По результатам оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях. На общешкольном празднике «Радуга ИНТЭЛ» в конце учебного года объявляются результаты и награждаются учащиеся, набравшие максимальное количество баллов по всем направлениям и набравшие максимальное количество баллов по отдельным направлениям внеурочной деятельности. По завершении уровня начального общего образования, основного общего образования подводится итог портфолио достижений в целом. Результаты на критериальной основе заносятся в специальную таблицу, в которой описан состав портфолио достижений, критерии, на основе которых оцениваются как составляющие портфолио, так и отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио достижений, делаются выводы: 1) о сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной и средней школе; 2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач; 3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. Приложение 1 Самоанализ по итогам года: (заполняется самостоятельно учащимся в конце учебного года) 1.Итоги учебного года для меня стали _____________________________ 2.Из того, что я планировал (а), мне удалось выполнить____________________________________ 3.Невыполненным осталось___ потому что___________________________ 4.При изучении учебных предметов ____ для меня стало важным__________ 5.В результате изучения дополнительных курсов для меня стало важным_______________ 6.В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было____________ 7.Мои представления о себе за прошедший учебный год изменились___________________ 8.На сегодняшний момент для меня наиболее предпочтительным является_________________________ Приложение 2 Технологические карты участия в различных видах деятельности (по направлениям ВУД) Спортивно-оздоровительное направление № Название Вид соревнования Уровень Результат Дата Подпись соревнования Духовно-нравственное направление № Название мероприятия Сфера. Уровень Результат Дата Подпись Вид мероприятия Социальное направление № Название проекта Тип, вид проекта Уровень защиты проекта Результат Дата Подпись Общеинтеллектуальное направление № Название мероприятия Уровень мероприятия Результат Дата Подпись Общекультурное направление № Название мероприятия Содержание Уровень мероприятия Результат Дата Подпись Приложение 3 Оценка достижений учащихся по материалам портфолио Показатели Учебная деятельность Олимпиады, НПК Измерители Результат балл 2 - 8 класс – средний балл годовых отметок До 5 9 класс – результаты ОГЭ и средний балл аттестата До 5 Школьный этап: Победитель 3 Призер 2 Участник 1 Муниципальный этап: Победитель 5 Призер 4 Участник 3 Региональный этап: Победитель 7 Призер 6 Участник 5 Всероссийский этап: Победитель 9 Призёр 8 Участник 7 Международная: Победитель и призёр Спортивные достижения. 10 Школьные соревнования: Победитель 3 Призёр 2 Показатели Измерители Участник Результат балл 1 Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель 5 Призёр 4 Участник 3 Региональные соревнования, спартакиады: Победитель 7 Призер 6 Участник 5 Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель 9 Призёр 8 Участник 7 Международные соревнования: Дополнительное образование. Победитель 15 призёр 10 Участие в кружках, секциях 2 Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель 3 Призёр 2 Участник 1 Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель 5 Призёр 4 Участник 3 Региональные конкурсы, фестивали: Школьные мероприятия, практики Победитель 7 Призёр 6 Участник 5 Участие 1 Показатели Измерители Результат балл Призёр 2 Победитель 3 Организация и проведение мероприятия 5