Пояснительная записка Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №3” составлен на основе следующей нормативно – правовой базы: Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №3” составлен на основе следующей нормативно – правовой базы: 1. Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ; 2. Федеральным законом от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). 5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676) 6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования" 7. Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 286 8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2024 г. № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»; 9. Приказом Министерства просвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»; 10. Письмо Министерства просвещения РФ от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации». 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»». 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 13. Письмом Министерства образования РФ от 09.10.2017 № ТС 945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»; 14. Приказом Министерства просвещения России от 4 октября 2023 г. № 738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 15. Приказом Министерства просвещения России от 21 февраля 2024 г. № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников»; 16. Приказом Министерства просвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799) 17. Приказом Минпросвещения России № 119 от 21.02.2024 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 г. N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603) 18. Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" с изменениями на 02.08.2023г. 19. Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ №3, утвержденной Приказом директора школы от 30 августа 2023г. №275; 20. Уставом школы (утвержден Постановлением Управления образованием Качканарского городского округа от 07.12.2015г. № 263) и лицензией Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (от 14 июня 2016 г. №18764). Учебный план начального общего образования МОУ СОШ №3 (далее учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. Учебный план является частью образовательной программы МОУ СОШ №3, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В МОУ СОШ №3 языком обучения является русский язык. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области. 1. «Русский язык и литературное чтение» В предметной области изучаются учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебных предметов предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ. Количество часов на предметы указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. 2. «Иностранный язык» представлена изучением английского языка, начиная со второго класса в количестве 2 часа в неделю. При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2–4-х классах) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Изучение направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. 3. «Математика и информатика» организована изучением математики в 1-4 классах по 4 часа в неделю. Изучение математики направлено на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся. Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Труд (Технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). 4. «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» представлена предметом «Окружающий мир» по 2 часа в неделю в 1-4 классах. Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебного предмета предусматривает непосредственное применение федеральной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир». Количество часов на предмет указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. 5. «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. Выбор одного из учебных модулей ОРКСЭ («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики») осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Курс направлен на развитие ценностно – смысловой сферы личности, расширение у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу многонациональной культуры России, осмысление их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. 6. «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «ИЗО», изучаемым по 1 часу в неделю. Изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» направлено на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. 7. «Технология» представлена предметом «Труд (Технология)» с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Учебный предмет «Труд (Технология)» направлен на формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисковоаналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности учащихся. 8. «Физическая культура» Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, на формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни учащихся. Учебный предмет изучается в объеме 2 часов в неделю. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. Особая роль в части учебного плана начального общего образования, формируемого участниками образовательных отношений, отводится оздоровительной направленности, поэтому в соответствии с выбором родителей (законных представителей) учащихся 1-3 классов с учетом мнения учащихся, включен курс «Подвижные игры». УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметная область Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Учебный предмет Количество часов в неделю 1а 1б 2а 2б 3а 3б Обязательная часть Русский язык 5 5 5 5 5 5 Литературное чтение 4 4 4 4 4 4 Иностранный язык 0 0 2 2 2 2 Математика 4 4 4 4 4 4 4а 4б 5 4 2 4 5 4 2 4 Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики 0 0 0 0 0 0 1 1 Изобразительное искусство Музыка Труд (Технология) Физическая культура 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 23 23 0 0 23 34 782 0 0 23 34 782 20 20 22 22 22 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Подвижные игры 1 1 1 1 1 1 Итого 1 1 1 1 1 1 ИТОГО недельная нагрузка 21 21 23 23 23 23 Количество учебных недель 33 33 34 34 34 34 Всего часов в год 693 693 782 782 782 782 Организация образовательной деятельности Продолжительность учебного года устанавливается ежегодно КУГ, утвержденным директором школы, и составляет не менее 34 недель в 2-4 классах, и не менее 33 недель в 1 классе. Максимальная недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе – 21 час в 1 классе, 23 часа во 2-4 классе В соответствии с федеральным учебным планом при проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на 2 группы (при полном класс-комплекте – 25 учеников). Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока составляет 40 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе в первую смену. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, нарушения зрения учащихся при обучении письму, чтению, математике на уроках должны проводиться физкультминутки и гимнастика для глаз. В расписание уроков первого класса после второго урока включена динамическая пауза. Расписание уроков для обучающихся начальных классов составляется с учетом трудности предметов. Количество баллов Учебный предмет (ранг трудности) Математика 8 Русский язык, Иностранный язык 7 Окружающий мир 6 Литературное чтение Основы религиозных культур и 5 светской этики Изобразительное искусство, Музыка 3 Труд (Технология ) 2 Физическая культура 1 Приоритетная задача школы - сохранение и укрепление здоровья учащихся реализуется через все предметы учебного плана, а также за счёт организации образовательной деятельности: проводится ежедневная утренняя гимнастика, в течение дня педагоги проводят комплексы различных гимнастик (позатоническая, офтальмотренажер), в образовательном учреждении организованы обеденные перемены продолжительностью 15-20 минут для организации питания учащихся. Учебный план школы не допускает перегрузки учащихся по количеству недельных часов, по продолжительности учебного года. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация и текущий контроль успеваемости учащихся 2-4 классов осуществляется по пятибалльной системе по предметам обязательной части учебного плана. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. В 4 классе по предмету ОРКСЭ исключается система бального (отметочного) оценивания и в классные журналы количественная оценка не выставляется. Предмет из части, формируемой участниками образовательных отношений, является безотметочным и оценивается «зачет» или «незачет» по итогам учебного года. Промежуточная аттестация проводится один раз в год по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине учебного плана по итогам учебного года и является обязательной для всех учащихся. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МОУ СОШ №3». Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Промежуточная аттестация может быть организована в таких формах как: содержания, Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.