В начальной школе(первоклассники)

Адаптация ребенка в школе.
С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в
учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически
здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не
распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны
олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная
дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к
школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных
заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном
развитии.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с
характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не
чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с
трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой
общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации
детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где
родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в
том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к
ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к
ребенку и его учебе в семье.
Обобщенно картину школьной дезадаптации можно представить следующим
образом:
Проявление школьной дезадаптации
у младших школьников.
Форма дезадаптации

Причины

Неприспособленность
к предметной стороне
учебной деятельности

Недостаточное
интеллектуальное
и психомоторное развитие
ребенка, отсутствие
помощи
и внимания со стороны
родителей и учителей
Неправильное воспитание в
семье (отсутствие внешних
норм,
ограничений)

Неспособность
произвольно
управлять своим
поведением
Неспособность принять
темп школьной жизни
(чаще встречается у
соматически
ослабленных детей,
детей с
задержками развития,
слабым типом
нервной системы)

Коррекционные
мероприятия
Специальные беседы с
ребенком, в ходе которых
надо установить причины
нарушений учебных навыков
и дать рекомендации
родителям

Работа с семьей; анализ
собственного поведения
учителем с целью предотвратить
возможное неправильное
поведение
Неправильное воспитание в Работа с семьей, определение
семье
оптимального режима нагрузки
или игнорирование
ученика
взрослыми
индивидуальных
особенностей
детей

Школьный невроз, или
«фобия
школы», - неумение
разрешить
противоречие между
семейными и
школьными «мы»

Ребенок не может выйти за
границы
Семейной общности –
семья не
выпускает его (чаще это
у детей, родители, которых
бессознательно
используют их для решения
своих
проблем)

Необходимо подключение
школьного психолога –
семейная терапия или
групповые занятия для детей в
сочетании с групповыми
занятиями для их родителей

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации, прежде
всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто
дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно
влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая
дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».