Адаптация ребенка в школе.
С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в
учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически
здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не
распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны
олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная
дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к
школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных
заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном
развитии.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с
характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не
чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с
трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой
общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации
детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где
родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в
том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к
ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к
ребенку и его учебе в семье.
Обобщенно картину школьной дезадаптации можно представить следующим
образом:
Проявление школьной дезадаптации
у младших школьников.
Форма дезадаптации
Причины
Неприспособленность
к предметной стороне
учебной деятельности
Недостаточное
интеллектуальное
и психомоторное развитие
ребенка, отсутствие
помощи
и внимания со стороны
родителей и учителей
Неправильное воспитание в
семье (отсутствие внешних
норм,
ограничений)
Неспособность
произвольно
управлять своим
поведением
Неспособность принять
темп школьной жизни
(чаще встречается у
соматически
ослабленных детей,
детей с
задержками развития,
слабым типом
нервной системы)
Коррекционные
мероприятия
Специальные беседы с
ребенком, в ходе которых
надо установить причины
нарушений учебных навыков
и дать рекомендации
родителям
Работа с семьей; анализ
собственного поведения
учителем с целью предотвратить
возможное неправильное
поведение
Неправильное воспитание в Работа с семьей, определение
семье
оптимального режима нагрузки
или игнорирование
ученика
взрослыми
индивидуальных
особенностей
детей
Школьный невроз, или
«фобия
школы», - неумение
разрешить
противоречие между
семейными и
школьными «мы»
Ребенок не может выйти за
границы
Семейной общности –
семья не
выпускает его (чаще это
у детей, родители, которых
бессознательно
используют их для решения
своих
проблем)
Необходимо подключение
школьного психолога –
семейная терапия или
групповые занятия для детей в
сочетании с групповыми
занятиями для их родителей
Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации, прежде
всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто
дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно
влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая
дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.