В средней школе (десятиклассники)

Адаптация ребенка в школе.
Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его во всех отношениях.
Проблемы: низкая успеваемость учащихся 10-х классов, отсутствие активности
на уроках, инфантильность и индифферентность учащихся.
Цель педагогического консилиума: обсудить основные проблемы,
возникающие в работе с учащимися 10-х классов, определить основные направления
совместной работы педагогического коллектива по оптимизации образовательного
процесса на параллели 10-х классов.
Подготовительная работа:
 Анкетирование десятиклассников;
 Сбор аналитических материалов по диагностике знаний учащихся
(анализ входных тестов);
 Работа творческих групп учащихся и родителей по подготовке к
педагогическому консилиуму;
 Оформление кабинета;
 Подготовка словаря терминов к консилиуму.
Участники педагогического консилиума: учителя, родители, ученики.
Обоснование термина «педагогический консилиум»:
 Обсуждение вопросов осуществляется в образовательном учреждении;
 Решаются педагогические проблемы;
 Рассматриваются вопросы с точки зрения педагогики.
Словарь используемых терминов:
Инфантилизм – особенность психического склада личности, обнаруживающая
черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость,
незрелость суждений, капризность, подчиняемость.
Индифферентный – безразличный, равнодушный, безучастный.
Педагогический консилиум – совещание педагогов, родителей, учащихся,
обсуждающих проблемы педагогического процесса и пути их решения.
Оптимизация – процесс выбора наилучшего варианта из возможных, процесс
приведения системы в наилучшее состояние.
Рассматриваемые вопросы:
1. Условия оптимизации педагогического процесса: социальнопедагогическая характеристика учащихся 10-х классов, кадровый
потенциал, учебно-методическое обеспечение, МТБ. (Выступление
заместителя директора по УВР)
2. Проблемы преподавания учебных предметов в 10-х классах с точки
зрения активности и возрастной зрелости учащихся и пути их
решения в период адаптации. (Выступление классных руководителей
10-х классов, учителей-педагогов)
3. Период адаптации учащихся: видимые причины низкой
успеваемости.(выступления учащихся 10-х классов, родителей)
Регламент педагогического консилиума – 2 часа, с перерывом 10 минут.
Из выступления зам. директора по УВР



Почему именно консилиум?
Возможно свободное обсуждение темы всеми участниками
образовательного процесса (учителями, учащимися, родителями);
Нет ограничений деятельности учителя во временных, содержательных
рамках по решению данной проблемы;



Голографический подход к обсуждению проблемы.

Стране нужна интеллектуальная элита – повсеместно возникающие
гимназии и лицеи выполняют этот социальный заказ. Наша школа является
адаптивной школой (по Ямбургу) – школой со смешанным контингентом
учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в
корррекцонно-развивающем обучении. Такая школа стремится, с одной стороны,
максимально адаптироваться к учащимся с индивидуальными способностями, с
другой стороны – по возможности гибко реагировать на социокультурные
изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности является
адаптация детей к быстро меняющейся жизни. Нам приходится учить всех детей
без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей,
индивидуальных различий.
Каковы педагогические условия адаптации учащихся, оптимизации
образовательного процесса?
Если говорить о статистическом ученике, то он обладает средними
способностями. Ограничиться только этим определением – значит, ничего не
сказать. Часть ребят, не поступивших в лицей пришла из соседних школ. 67%
учащихся имеют переменные успехи в учении. Можно предположить, что у них
не только нет предметных знаний, но и низкие общеучебные навыки.
Целодневное посещение в рамках классно-обобщающего контроля показало
низкую активность учащихся. Если вспомнить слова известного педагога: «
Научить никого нельзя, можно только научиться», то обучение – процесс
двухсторонний. Отсутствует активность с одной стороны – западает процесс
учения. Даже при небольшом разбросе способностей учеников, путь для их
развития один – личностно ориентированный подход.
Половина учащихся 10-х классов имеют родителей с высшим
образованием. Эти родители должны быть заинтересованы в том, что бы их дети
получили качественное среднее образование для дальнейшего поступления в вуз.
Что облегчает формирование одной из главных человеческих ценностей –
ценность образования. Существуют народные традиции, с помощью которых,
воспитывается любовь к учению, к образованию. Семейной традицией у
некоторых народов является обязанность родителей дать своим детям
образование до достижения ими 21 года. Отсутствие образования считается
дурным тоном. Семейные традиции обеспечивают предсказуемость поведения
ребенка, тем самым не допуская возникновения таких качеств как
инфантильность, индифферентность. Семейные традиции ориентируют ребенка
на постоянное приобретение знаний, а непрерывное образование на протяжении
всей жизни.
Большинство учащихся 10-х классов нашей школы живут в семьях, где
отсутствует хотя бы один родитель. Велик процент детей с эмоциональнопсихическими расстройствами, возникающими при разводе родителей.
Немаловажен такой факт, как различие в материальном обеспечении детей. В
классах наблюдается нарушение коммуникативных связей, дискомфорт, что,
естественно, приводит за собой к снижению успеваемости. Воспитание истинные
ценностей, гуманное отношение к ребенку, сочетающиеся с разумной
требовательностью обеспечит не только восстановление аффективно –
эмоциональной сферы, но и развитие личности.
Далее следуют выступления классных руководителей с характеристиками
своих классов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».