Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внеурочной деятельности учащихся МОУ СОШ №3 (далее Положение) разработано в соответствии со следующими документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; - Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189; - письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»; - Уставом ОО; - Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в ОО; - Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений учащихся в ОО; - Положением о портфолио учащихся; - Положением о внутренней системе оценки качества образования; - Положением о формах обучения; - Положением о зачете ОО результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение определяет порядок организации внеурочной деятельности, формы и виды внеурочной деятельности и разработано с целью повышения эффективности использования средств, направляемых на реализацию основной образовательной программы, улучшения качества предоставления образовательных услуг Учреждения. 1.3.В Положении используются следующие понятия и термины: - внеурочная деятельность – образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной; - направление внеурочной деятельности – элемент планирования содержания внеурочной деятельности, отражающий требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к направлениям развития личности 2 учащихся; - дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Содержание внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования учащихся и родителей (законных представителей). 2. Основные цели и задачи внеурочной деятельности 2.1. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения учащимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. При этом приоритетное внимание уделяется достижению воспитательных, личностных и метапредметных результатов. 2.2. Организации внеурочной деятельности позволяет решить следующие задачи: - учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в образовательной деятельности; - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к образовательной деятельности; - оптимизировать учебную нагрузку учащихся; - способствовать удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника путем предоставления выбора широкого спектра занятий; - улучшить условия для развития ребенка в пространстве образовательной организации; - создать условия для самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования школьников. 3. Формирование рабочих программ внеурочной деятельности 3.1. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. 3.2. Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы. 3.3. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС). 3.4. Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать: - планируемые результаты внеурочной деятельности; - содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности; - тематическое планирование. 3.5. Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Направления, виды и формы организации внеурочной деятельности 4.1. По содержанию внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: - духовно-нравственное, - физкультурно-спортивное - оздоровительное, - социальное, 3 общеинтеллектуальное, - общекультурное 4.2.Внеурочная деятельность реализуются через следующие виды деятельности - игровая, познавательная; - познавательная деятельность; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), - художественное творчество; - социальное творчество (социальная значимая волонтерская деятельность); - трудовая (производственная) деятельность, - спортивно-оздоровительная деятельность; - туристско-краеведческая деятельность. 4.3.Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно и устанавливает в рабочих программах внеурочной деятельности (для регулярных курсов) и в планах мероприятий (для нерегулярных занятий, разовых и краткосрочных мероприятий). 4.4. Внеурочная деятельность может быть построена по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий. 4.5. Формы внеурочной деятельности должны быть направленны, в первую очередь, на достижение школьниками личностных и метапредметных результатов соответствующего уровня образования, предусматривать активность и самостоятельность учащихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; 4.6. Организация внеурочной деятельности предполагает возможность гибкого режима занятий (по продолжительность, последовательности, чередованию урочной и внеурочной деятельности), переменного состава учащихся. 4.7. В рамках сетевой формы реализации рабочих программ внеурочной деятельности могут привлекаться ресурсы и специалисты, организаций дополнительного образования, профессионального и высшего образования (в т. ч. студенты), организаций культуры, спорта, предприятий. Порядок их участия в реализации рабочих программ внеурочной деятельности определяется договором о сетевом взаимодействии. 4.8. Примерная номенклатура аудиторных занятий в МОУ СОШ №3: индивидуальное занятие (мастерские, консультации) - аудиторное занятие, направленное на развитие личной образовательной траектории ученика; конференция – аудиторное занятие как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников; познавательная лаборатория – аудиторное занятие, которое предполагает «превращение» детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике; предметная олимпиада – аудиторное занятие, предполагающее интеллектуальное состязание учащихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. творческая мастерская – аудиторное занятие, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, основой которого является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности; воспитывающая беседа – аудиторное занятие, предполагающее организованное, целенаправленное обсуждение заранее выбранной темы под руководством педагога. 4.9.Примерная номенклатура внеаудиторных занятий в МОУ СОШ №3: выставка - внеаудиторное занятие, на котором результаты творческой деятельности учащихся презентуются аудитории (другим учащимся, родителям, гостям); - 4 игра (с ролевым акцентом, с деловым акцентом, коллективная трудовая игра, социальномоделирующая игра) – внеаудиторное занятие, представляющее собой специально организованную игровую деятельность детей; игра-путешествие (маршрутная игра, игра на преодоления этапов, игра по станциям, играэстафета) – внеаудиторное занятие, направленное на развитие коммуникативных и организаторских умений учащихся, умения совместно планировать деятельность, осознание ценностных отношений между людьми; коллективное творческое дело (КТД) – комплекс взаимосвязанных внеаудиторных занятий в течение заданного периода, имеющий целью организацию позитивной деятельности школьников, сопровождающейся чувством коллективного авторства; концерт (домашний, выездной, тематический отчетный) – внеаудиторное занятие, на котором учащиеся выступают перед аудиторией (родителей, гостей, сверстников); кружок – система внеаудиторных занятий по программе дополнительного образования, предполагающая добровольное объединение детей для приобщения к различным видам деятельности; культпоход – внеаудиторное занятие; при которой специальным образом организуется посещение коллективом учащихся театра, музея, концерта, выставки и т.п. с последующей рефлексией события; образовательное путешествие – внеаудиторное занятие, представляющее собой образовательную экспедицию, разработанную с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания школьником окружающего мира; праздник – внеаудиторное занятие, направленное на организацию досуга и отдыха учащихся, формирование опыта совместного социально-приемлемого поведения в свободное время; поход – внеаудиторное занятие, организованное в форме дальней прогулки, поездки или передвижения пешком по каким-нибудь местам с целью получения знаний при непосредственном наблюдении объекта, осознания ценностных отношений к окружающему миру, другим людям и самим себе; проект – комплекс взаимосвязанных внеаудиторных занятий в течение заданного периода, имеющий целью создание личностно или общественно значимого продукта: изделия, информации (доклад, сообщение), комплексной работы (с проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его может осуществляться и во внеурочное время); социальная проба – внеурочное занятие, предполагающее инициативное участие ребенка в социальном деле, акции, организованной взрослыми; социальная практика - социально значимая деятельность, направленная на решение социальных проблем с целью получения опыта социального взаимодействия. социальный проект – внеаудиторное занятие, направленное на включение детей в конкретное социальное действие, приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми; спортивная секция - система внеаудиторных занятий по программе дополнительного образования, предполагающая добровольное объединение детей для занятия физической культурой и спортом; спортивное соревнование – это внеаудиторное занятие (состязание) учащихся в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания; студия - система внеаудиторных занятий по программе дополнительного образования, предполагающая добровольное объединение детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности; творческий конкурс – внеаудиторное занятие, проводимое согласно определенной, заранее объявленной программе (положению), на котором результаты творческой деятельности учащихся презентуются с целью выявления лучших из числа участников; 5 театр – комплекс взаимосвязанных внеаудиторных занятий в течение заданного периода, имеющий целью исполнение сложного совместного художественного действия на сцене; фестиваль – внеаудиторное занятие, проводимое согласно определенной, заранее объявленной программе (положению), на котором результаты творческой деятельности учащихся презентуются аудитории (другим учащимся, родителям, гостям); час общения – внеаудиторное занятие, содержанием которого являются практические упражнения, направленные на осознание причин, предоставляющие возможность познакомиться с разными моделями поведения и выбрать наиболее подходящую; экскурсия – внеаудиторное занятие, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники); этическая беседа – это внеаудиторное занятие, направленное на организацию проблемноценностного общения педагога и учащихся, предметом обсуждения на котором выступаю морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах; ярмарка – внеаудиторное занятие, при котором на определенной площадке разворачивается развлечения, предполагающие вовлечение участников в разные аттракционы. 5. Порядок организации внеурочной деятельности 5.1. Способы организации внеурочной деятельности: - реализация рабочих программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами МОУ СОШ №3; реализация программ дополнительного образования, разработанных педагогами МОУ СОШ №3; включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по всем направлениям; вовлечение учащихся в участие в конкурсах, соревнованиях, Всероссийской олимпиаде школьников; вовлечение учащихся в проектную, исследовательскую деятельность, внеурочную деятельность по предметам; организация социальных практик; вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность, деятельность детских общественных объединений («РДШ», ГДО «Соболята», МОО «АУМ», «ЮИД», «Юнармия», волонтерское движение). 5.2. Для организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ №3 выбрана оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов): в организации внеурочной деятельности принимают участие заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги школьного дополнительного образования, учителяпредметники, заведующий школьной библиотекой. 5.3.Образовательное учреждение в рамках соответствующих муниципальных заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. 5.4. Администрация школы организует: - разработку и утверждение Программ внеурочной деятельности; - разработку и утверждение Плана внеурочной деятельности; - контроль выполнения Программ внеурочной деятельности; - контроль ведения журналов внеурочной деятельности. 5.5. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль проведения занятий внеурочной деятельности в части Учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, осуществляет организацию и контроль проведения предметных недель, олимпиад, конкурсов, проектной и исследовательской деятельности, организует школьную научно-практическую конференцию, защиту индивидуальных итоговых проектов. 6 5.6. Заместитель директора по воспитательной работе разрабатывает общешкольный план воспитательных мероприятий, осуществляет организацию и контроль за их проведением, осуществляет контроль деятельности классных руководителей и педагогов по организации внеурочной деятельности за пределами Учебного плана. 5.7. Классный руководитель выполняет координирующую роль в организации внеурочной деятельности учащихся своего класса: - составляет план внеурочной деятельности класса в соответствии с основной образовательной программой и Планом деятельности школы; - ведет учет занятости учащихся во внеурочной деятельности; - организует ведение личных портфолио учащимися и ведет учет их достижений в течение учебного года; - осуществляет контроль посещаемости учащихся занятий внеурочной деятельности; - взаимодействует со всеми педагогическими работниками с целью организации в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности, в том числе через органы ученического самоуправления, деятельность детской общественной организации «Соболята» (деятельность молодежной общественной организации «АУМ»). 5.8. Педагог, осуществляющий внеурочную деятельность - разрабатывает План внеурочной деятельности по предмету; - организует внеурочную деятельность в соответствии с программой; 5.9.Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть разработаны педагогом самостоятельно или на основе переработки примерных программ внеурочной деятельности. Программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности. Выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня. При разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого. 5.10. Содержание Программ и занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей). 5.11. План внеурочной деятельности составляется и утверждается ежегодно. План внеурочной деятельности обеспечивает реализацию всех направлений через программы внеурочной деятельности, каждая из которых предполагает организацию определённого вида (видов) внеурочной деятельности и направлена на решение своих педагогических задач. В целом через программы внеурочной деятельности реализуются все предусмотренные Стандартом виды внеурочной деятельности 5.12. Распределение часов по направлениям деятельности осуществляется с учётом педагогической целесообразности, результатов анкетирования родителей и пожеланий учащихся, имеющихся в образовательном учреждении ресурсов. 5.13. Величина недельной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана, но не более 10 часов. 5.14. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет: - 1 – 4 классы (за 4 года обучения на уровне начального общего образования) не более 1350 часов (1 класс не более 330 часов, 2 – 4 класс – не более 340 часов) - 5 – 9 классы (за 5 лет обучения на уровне основного общего образоания) не более 1750 часов, в год – не более 350 часов. - 10-11 классы (за 2 года обучения на уровне среднего общего образования) не более 680 часов, в год – не более 340 часов. 5.15. Для недопущения перегрузки учащихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или в походах, поездках и т. д.). 7 5.16. Участие во внеурочной деятельности является для учащихся обязательным. При этом во избежание перегрузки учащихся занятость в учреждениях дополнительного образования может засчитываться учащемуся наряду с освоением образовательных программ курсов внеурочной деятельности и (или) участием во внеурочных мероприятиях в рамках ООП. 5.17. Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться: - на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия еженедельно предусмотрено от 2 до 3 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности); - на внеурочную деятельность по учебным предметам еженедельно – от 1 до 2 часов, - на организационное обеспечение учебной деятельности еженедельно – до 1 часа, В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. 5.18. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. 5.19. При планировании внеурочной деятельности учитывается соотношение количества часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом суммарное количество часов аудиторных занятий в Плане внеурочной деятельности не должно превышать 50% от общего количества часов внеурочной деятельности. 5.20. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. При этом учитывается, что доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать 50% от общего числа занятий, которые он собирается посещать. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся. 5.21. Рабочие программы внеурочной деятельности могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. Занятия в этом случае проводятся не с классом, а с группой, состоящей из учащихся разных классов. Группы для проведения занятий внеурочной деятельности формируются в сентябре. 5.22. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации. 5.23. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы НОО, ООО определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Расписание внеурочной деятельности составляется по представлению педагогов с учетом пожеланий учащихся и родителей (законных представителей) и утверждается директором школы. 6. Результаты внеурочной деятельности учащихся 6.1. Результаты внеурочной деятельности являются одним из механизмов реализации требований Стандарта. Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение школьниками личностных и метапредметных результатов в соответствии с основной образовательной программой школы на каждом уровне образования. 6.2.Формирование и достижение личностных результатов — задача и ответственность образовательной организации. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Предметом оценки в этом случае является эффективность воспитательнообразовательной деятельности образовательной организации. Результаты 8 исследований являются основанием для принятия управленческих решений с целью повышения эффективности организации воспитательно-образовательной деятельности. 6.3. Достижение метапредметных результатов рассматривается как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения внеучебных задач. Во внеурочной деятельности универсальное учебное действие выступает средством, а не целью активности школьника. 6.4. Во внеурочной деятельности учащиеся также получают свои воспитательные результаты. Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовнонравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. 6.5. Воспитательные результаты достигаются последовательно по трем уровням: - Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. - Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом. - Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (действия в открытом социуме, за пределами школы) 6.6. Логика перехода от результатов одного уровня к результатам другого обеспечивается: - внутри каждой Программы внеурочной деятельности, - преемственностью Программ внеурочной деятельности как внутри одной ступени образования, так и при переходе на новую ступень. 6.7. Достижение всех трех уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления воспитательных эффектов. Воспитательный эффект понимается как влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности. 6.8. Воспитательным эффектом станут: - формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; - формирование социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др. - другие ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. 6.9. Воспитательные и личностные результаты выпускников в полном соответствии с Требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке (отметке). 6.10. Ограниченная текущая оценка сформированности отдельных личностных результатов может быть сформирована на основе результатов диагностики, полностью отвечающей этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. 6.11. Образовательные результаты учащихся по рабочим программам внеурочной деятельности подлежат индивидуальному учету, в том числе посредством технологии портфолио («дневник личных достижений»), включая в электронную форму («цифровое портфолио»). Портфолио ученика – это комплект документов, представляющих совокупность индивидуальных достижений, играющих роль индивидуальной накопительной оценки. Основными целями портфолио являются: развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности учащихся; мотивация учащихся в достижении индивидуальных результатов через активное участие во различных видах внеурочной деятельности 9 Анализ, интерпретация и оценка портфолио достижений в целом и его отдельных составляющих ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов соответствующего уровня образования, закреплённых в Стандарте. 10