В основной школе (пятиклассники)

Адаптация ребенка в школе.
Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет
высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени
сформированности у них определенных учебных знаний и учебных действий, к уровню
произвольности психических процессов и способности к саморегуляции.
Однако этот уровень развития учащихся 10-11 лет далеко не одинаков: у одних
он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва
достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может
сопровождаться проявлением разного рода трудностей, возникающих не только у
школьников, но и у педагогов.
Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление
потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чье дальнейшее обучение будет
связано с определенными трудностями и которые будут нуждаться в психологопедагогической поддержке.
Ниже приводится комплекс методик психологической диагностики готовности
учащихся начальной школы к переходу в среднюю школу. Он отражает степень
сформированности основных психологических новообразований данного возраста,
необходимых для успешного обучения: произвольности, саморегуляции, теоретического
(понятийного) мышления, учебно-познавательной мотивации.
Диагностика сформированности саморегуляции.
Фронтально для всего класса на 10 минут дается задание: писать на тетрадном
листе в одну линейку последовательность единиц и тире (1-1-1-1-1-1- и т.д.), делать в
конце каждой строчки перенос, не «заезжать» на поля, писать не на каждой строчке, а
через одну.
Оценка результатов:
высокий уровень – ученик принимает все правила и удерживает их в полном
объеме в процессе самостоятельной деятельности; работает сосредоточенно, не
отвлекаясь; по окончании работы в ответ на предложение найти ошибки тщательно
проверяет сделанное;
средний уровень – ученик изначально принимает все правила, но по ходу работы
теряет одно (чаще забывает делать перенос), ошибок не замечает; в конце работы в ответ
на предложение проверить сделанное ограничивается беглым (формальным) просмотром;
низкий уровень – ученик принимает не все правила, а в процессе работы теряет и
их, работает хаотично; от проверки сделанного отказывается.
Диагностика сформированности произвольного внимания.
Используется специально приготовленный текст, содержащий ряд ошибок.
Ученики за определенное время (10 минут) должны найти ошибки и подчеркнуть их (или
исправить).
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним.
Сорняки шыпучи и плодовиты.
На столу лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
В лесной чаще было тихо и прохладно.
Об уровне внимания судят по количеству исправленных ошибок:
высокий – не заметили 1-2 ошибки;

средний – не заметили 3-4 ошибки;
низкий – не заметили 5 и более ошибок.
Еще существуют: Диагностика речевого развития, Диагностика
сформированности понятийного мышления, Диагностика мотивационной сферы и
все это приведено в ежемесячном научно-методическом журнале «Начальная школа».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».