Адаптация ребенка в школе. Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний и учебных действий, к уровню произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. Однако этот уровень развития учащихся 10-11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться проявлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чье дальнейшее обучение будет связано с определенными трудностями и которые будут нуждаться в психологопедагогической поддержке. Ниже приводится комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю школу. Он отражает степень сформированности основных психологических новообразований данного возраста, необходимых для успешного обучения: произвольности, саморегуляции, теоретического (понятийного) мышления, учебно-познавательной мотивации. Диагностика сформированности саморегуляции. Фронтально для всего класса на 10 минут дается задание: писать на тетрадном листе в одну линейку последовательность единиц и тире (1-1-1-1-1-1- и т.д.), делать в конце каждой строчки перенос, не «заезжать» на поля, писать не на каждой строчке, а через одну. Оценка результатов: высокий уровень – ученик принимает все правила и удерживает их в полном объеме в процессе самостоятельной деятельности; работает сосредоточенно, не отвлекаясь; по окончании работы в ответ на предложение найти ошибки тщательно проверяет сделанное; средний уровень – ученик изначально принимает все правила, но по ходу работы теряет одно (чаще забывает делать перенос), ошибок не замечает; в конце работы в ответ на предложение проверить сделанное ограничивается беглым (формальным) просмотром; низкий уровень – ученик принимает не все правила, а в процессе работы теряет и их, работает хаотично; от проверки сделанного отказывается. Диагностика сформированности произвольного внимания. Используется специально приготовленный текст, содержащий ряд ошибок. Ученики за определенное время (10 минут) должны найти ошибки и подчеркнуть их (или исправить). Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним. Сорняки шыпучи и плодовиты. На столу лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. В лесной чаще было тихо и прохладно. Об уровне внимания судят по количеству исправленных ошибок: высокий – не заметили 1-2 ошибки; средний – не заметили 3-4 ошибки; низкий – не заметили 5 и более ошибок. Еще существуют: Диагностика речевого развития, Диагностика сформированности понятийного мышления, Диагностика мотивационной сферы и все это приведено в ежемесячном научно-методическом журнале «Начальная школа».